Новый совладелец российского подразделения сети гипермаркетов OBI Йозеф Лиокумович сообщил Forbes, что он получил контрольный пакет. Сумма сделки составила 600 рублей. Это примерно в десять раз больше суммы, которую называли раньше — 1 евро.

Федор устроился в один из подмосковных магазинов OBI 18 февраля. Трудился в отделе электронной торговли и доставки. В марте немецкая корпорация сообщила о приостановке деятельности в России и закрыла магазины. Но достаточно быстро стало известно, что у подразделения появляется новый собственник и гипермаркеты начали открываться. Федор ушел с работы в июне, но не из-за проблем с зарплатой — ее как раз платили в полном объеме и вовремя. Дело в том, что на первых порах онлайн-доставка не работала и сотрудники, которые планировали заниматься, скорее, интеллектуальным трудом, стали, по сути, чернорабочими. Это произошло сразу после закрытия магазинов, вспоминает собеседник Business FM. Чтобы хоть чем-то занять персонал, менеджеры придумали занятие под названием «обеспыливание».

«Мы сначала наводили порядок в магазине, но потом дел становилось все меньше и меньше — и нам уже руководство придумывало какие-то новые задачи. Мы протирали пыль, у нас это называлось обеспыливанием магазина. «Занимаемся сегодня весь день обеспыливанием магазина», — вот так говорили. Красили стены, мебель двигали, меняли ее. В общем, занимались не работой. Чтобы рабочие были чем-то заняты, нам придумывали задачи».

О том, что OBI в России покупает отечественный инвестор, стало известно еще в апреле. В конце июля «Ведомости» сообщили, что немецкая компания подписала соглашение с группой российских покупателей, которым перешли шесть юридических лиц российской сети. 40%, по данным издания, должны были перейти инвестиционно-строительной группе Мах. Еще 60% — бизнесмену Йозефу Лиокумовичу. О нем писали, что он дружен с немецкой семьей Хауб, которая, собственно, и владеет OBI. Сначала была информация, что российский бизнес собственники из ФРГ продают за символический 1 евро — где-то 62 рубля по нынешнему курсу. Сейчас Forbes со ссылкой на нового совладельца уточнил, что сумма сделки примерно в десять раз больше, то есть целых 600 рублей.

Впрочем, с учетом нынешних сложных обстоятельств символичная передача активов выглядит вполне логичной, замечает гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров гендиректор «InfoLine-аналитики» «Большой вопрос по работе с поставщиками — потому что понятно, что распродажа текущего ассортимента, который был на момент закрытия магазинов, завершается. Сейчас рынок принципиальным образом изменился. Это рынок, который и резко снизился в денежном выражении, потому что потребитель чувствует масштабную неопределенность. С другой стороны, в ряде категорий возникли серьезные товарные дефициты и касательно электроинструмента, и ряда сложных электротехнических изделий, и строительной химии, и некоторых видов лакокрасочных материалов, и так далее. По этим категориям, действительно, сейчас не поставщики конкурируют за то, чтобы попасть в ретейл, а ретейлеры фактически конкурируют за то, чтобы в ассортимент получить те или иные позиции».

С другой стороны, магазины OBI в России сейчас все-таки работают. В интернете можно найти не так уж много вакансий для будущих сотрудников. Business FM отыскала предложение одной из структур, которая, судя по объявлению, трудоустраивает граждан в несколько гипермаркетов разных российских компаний. В частности, было предложение поработать охранником в магазине OBI в поселении Сосенское, это Новая Москва. 2100 рублей за смену. Сотрудники радиостанции попытались устроиться охранником, но выяснилось, что вакансия уже занята.

— Так, Сосенское вы сказали?

— Да.

— Был у нас магазин OBI, но сейчас у нас в OBI все укомплектованы, к сожалению. У нас сейчас закрыты [позиции] по Москве, уже набрали.

OBI пришла в Россию почти 20 лет назад. И перед приостановкой деятельности у нее здесь было 27 гипермаркетов. Неудивительно, что продажа прошла достаточно быстро. Одна из специализаций этой сети — садово-дачный инвентарь. То есть если бы гипермаркеты не начали открываться весной, то сезон мог быть пропущен. Из-за чего, как можно предположить, возник конфликт головной компании с российскими менеджерами. Первая была против возобновления работы, вторые этого хотели. И когда в России сообщали, что магазины скоро откроются, то в Германии это опровергали.

Но есть заявления, что OBI в России не приносит прибыль. В прошлом году, как сейчас отметил новый собственник Йозеф Лиокумович, убыток составил 2,5 млрд рублей. По его словам, он вел переговоры о покупке магазинов еще в 2019 году. Тогда активы оценили в 100 млн евро. То есть по нынешнему курсу примерно более 6 млрд рублей. Это не очень большая сумма, но, конечно, не 600 рублей. Наконец, еще одна деталь. Несмотря на данные, что 40% подразделения перейдет не особо известной в публичном пространстве строительной группе, сейчас Лиокумович не стал говорить о том, кому принадлежит эта доля. Лишь сообщил, что это некий непубличный российский партнер. И добавил, что в сентябре начнется ребрендинг. Так что об OBI — точнее, уже не об OBI, а о сети с другим названием — мы что-то еще, может быть, скоро узнаем.