На российско-эстонской границе люди ждут пропуска больше суток
Сложно сказать, откуда вдруг взялись такие гигантские очереди и связаны ли они с недавним решением Эстонии запретить въезд россиянам с «шенгеном», выданным республикой. Собеседники Business FM заявили, что не отмечают массового стремления россиян и жителей Эстонии с российскими паспортами покинуть страну
Читать на полной версииВ Эстонии на границе с Россией образовались многочасовые очереди. Сотни автомобилей стоят в глухой пробке. Заторы возникли и на пешеходном переходе. В соцсетях масса фото и видео с этих пропускных пунктов. Некоторые застрявшие на границе говорят, что ждут пропуска уже больше суток. Накануне власти Эстонии объявили о решении закрыть границы для граждан РФ с шенгенскими визами, выданными ранее республикой. Этот запрет хотят распространить и на шенгенские визы, выданные другими странами, сейчас эта мера обсуждается.
Оперативно найти ответ на вопрос, откуда на эстонско-российской границе появились очереди и пробки, Business FM не удалось. Наши собеседники по обе ее стороны только гадают: то ли россияне вдруг массово решили покинуть Эстонию из-за резкого ужесточения визовой политики, то ли поток стандартный, просто на эстонском пункте пропуска стали медленнее работать. Житель Таллина Дэвид Лазба говорит, что ничего не слышал о какой-то волне отъездов в Россию. Хотя уезжать есть от чего, продолжает он:
«Я не вижу такой тенденции. У меня очень много знакомых, в том числе и в СМИ, пока что мне не докладывали, что массово люди уезжают, по крайней мере в Россию — точно нет. В другие какие-то страны — да. Но это связано уже с внутренними проблемами, потому что здесь инфляция, как вы, наверное, знаете, достигла просто какого-то апогея и людям банально сложно жить. В сентябре у нас ожидается резкое поднятие цен на электричество, и многие просто здесь не смогут физически выживать. Поэтому они выбирают для себя другие страны, например Грузию, Батуми — очень многие туда уезжают эстонцы, точно знаю. В Россию — пока не слышал по крайней мере».
Но тот же Дэвид Лазба задается логичным вопросом:
— Я буду сильно удивлен, если со стороны Эстонии не выпускают нормально, потому что, как мне кажется, эстонцы только радуются, когда кто-то уезжает в Россию отсюда: чем меньше здесь людей, связанных с Россией, тем им больше льется елей на душу. Поэтому для меня это странно. Я не могу это представить: зачем вообще эстонская сторона будет как-то ограничивать народ не на въезде, а на выезде.
— Стало известно, что Эстония с шенгенскими визами перестанет пускать туристов-россиян. Что об этом известно? Может, у вас знакомые как-то пострадали? У вас ВНЖ?
— Да, пока что никто не угрожает конкретно тем, у кого временный вид на жительство, то есть это до пяти-десяти лет. Пока что, по крайней мере, никто не собирается этим заниматься, потому что очень много здесь людей, у которых нет ничего абсолютно в России или где-то, их полная жизнь проходит в Эстонии. Поэтому выгонять таких людей — просто какое-то варварство, хотя я не удивлюсь. Но вряд ли такое случится. Кто пострадал? Пострадала моя семья от этого, потому что я не могу родного брата увидеть, потому что он не является, оказывается, близким членом моей семьи, то есть только мама и папа могут сюда заехать, а брат, я его не могу уже какое-то время увидеть никаким образом. Я думал уже как-то ему купить путевку в санаторий, и под предлогом того, что он будет здесь лечиться, он приедет. Но, к сожалению, и этот теперь кран перекрыли. Я боюсь вообще теперь за здоровье родителей: как они собираются сюда приезжать буквально через пару недель и как они будут на границе чустовать себя. Я не знаю, потому что в прошлый раз это был просто какой-то ад.
Еще один собеседник радиостанции из Петербурга, который за последние несколько недель имел опыт перехода границы как на машине, так и пешком, говорит о том, что таможенники просто стали работать гораздо медленнее. Причем с обеих сторон границы. А вот другой житель Санкт-Петербурга, Николай, для которого однодневные поездки в Эстонию — это как для москвича на дачу, видит логику в действиях эстонских властей, в случае если они действительно затормозили процесс перехода через границу. Возможно, там просто не справляются с трафиком московских авиапассажиров, рассуждает Николай:
«Из Москвы три аэропорта, каждый день летали десятки самолетов, а потом закрылось все. Москвичи поехали через Финляндию и через Эстонию. Но представим себе, что такое Москва, — это 20 млн, там три больших аэропорта — и что такое финский аэропорт в Хельсинки, что такое в Таллине аэропорт — там совсем маленькие аэропортики, рассчитанные только на местное население. Даже СМИ сообщали, что вырос поток на 150%. Представим себе, что сейчас у вас во дворе стало машин на 150% больше. Все-таки европейцы — люди культурные, они не будут кричать: ребята, нам не хватает мест в самолете, значит, вы сидите дома, закроем границу — мы сами хотим летать. Они заходят немножко с другой стороны».
Почему Николай думает, что это работает, — потому что он сам, обладая финским «шенгеном», в ближайшее время собирался съездить на денек в Эстонию за европейским бустером от ковида. Но, видя очереди, он уже начал сильно сомневаться в том, что сейчас туда стоит ехать.