Российские юристы осенью попытаются разморозить активы российских инвесторов на 500 млн долларов. Для этого они будут обращаться к европейским властям и клиринговому центру Euroclear, пишет The Bell.

Основания для претензий следующие. Санкции против российского Национального расчетного депозитария, который служил финансовым мостом с Европой, ввели только в начале июня. А заблокировали бумаги гораздо раньше. Поводом стали формальные опасения, что эти активы могли принадлежать неким лицам, против которых уже были введены санкции. Euroclear давал возможность заполнить и отправить специальную форму, чтобы доказать, что владелец бумаг не находится под ограничениями, но на практике это не помогало. Как говорят опрошенные Business FM юристы, шансы на успех в суде есть.

Что же касается расходов на процесс, то они, вероятно, будут непосредственно зависеть от решения суда. Мнение советника Forward Legal Игоря Кокина:

Игорь Кокин советник Forward Legal «Как правило, на европейском рынке, на американском рынке подобные вещи завязаны на гонорар успеха и на то, что потенциально после положительного экономического эффекта для каждого из клиентов юридическая фирма откусит себе маленький кусочек от всего этого. И в итоге она тем самым покроет все свои возвраты, все свои косты и так далее».

Вспоминается опыт Ирана, чьи иностранные активы в свое время тоже были заморожены из-за санкций. Но в итоге Тегерану удалось отстоять хотя бы часть. Например, в Люксембурге по запросу США было заблокировано более 1,5 млрд долларов. И как еще в позапрошлом году сообщали в Иране, стране удалось получить доступ к своим деньгам после решения люксембургского суда. А уже в этом году Иран заявлял о размораживании еще 7 млрд долларов, не уточнив, в каких странах хранились эти деньги. Процесс был небыстрым. Одну из попыток вернуть контроль над своими средствами Иран делал еще в 2017 году, но она оказалась безрезультатной. И все-таки спустя несколько лет получилось. Комментирует директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков:

Ярослав Кабаков директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» «Примерно такая практика была по историям, связанным с Ираном. Инвесторы там добивались разморозки своих активов через определенное количество времени, на это требовалось несколько лет, но фактически у этих инвесторов получилось истребовать свои средства, если они не были внесены в санкционные списки. На мой взгляд, это очень хороший будет прецедент, если удастся через суд получить разморозку ценных бумаг».

500 млн долларов, которые попытаются отсудить инвесторы, по нынешнему курсу — это около 30 млрд рублей. Но 25 февраля, когда Euroclear заблокировал активы россиян, курс был другим: за доллар давали 85-86 рублей. Соответственно, тогда полмиллиарда долларов превышали 40 млрд рублей. И все-таки это не очень большая сумма по сравнению с общим объемом замороженных иностранных бумаг россиян — ЦБ оценивал его в 6 трлн рублей. И это не какие-то абстрактные деньги, а в том числе сбережения россиян, которые последние годы активно вкладывали средства в ценные бумаги, в частности иностранные или же номинированные в западных валютах. И сейчас для них в случае успеха обязанность поделиться с адвокатами вряд ли покажется слишком накладной — лишь бы вернуть накопленное.