Промышленности потребовались новые работники
Первый квартал 2010 года стал лучшим для промышленности за время текущего кризиса, хотя он явно уступает предыдущим по динамичности. И впервые с начала кризиса почти во всех отраслях начался наем персонала
Читать на полной версииПервый квартал 2010 года стал лучшим для промышленности за время текущего кризиса, хотя он явно уступает предыдущим по динамичности. Впрочем, рост доступности кредитов при снижении предлагаемой ставки, завершение новогоднего роста цен и наращивание выпуска продукции определенно могут быть отнесены к позитиву последних трех месяцев. И впервые с начала кризиса почти во всех отраслях начался наем персонала.
Официальные данные по промышленности за март еще не опубликованы, но известно, что, по данным Росстата, выпуск продукции в феврале 2010 года вырос на 1,9% к февралю 2009 и на 4,8% по сравнению с январем. Правда, изменение структуры весов в индексе промпроизводства, рассчитываемых ведомством, заставило многих аналитиков более осторожно оценивать официальные данные или вообще отказаться от их использования.
Например, Центр макроэконмического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) был вынужден самостоятельно обработать 1700 товарных позиций, приведя новую товарную номенклатуру в соответствие со старой. В результате, рост индустрии в феврале составил 10,1% (к февралю-2009), а к январю со снятой сезонностью — 1,6% после снижения на 0,3% в январе к декабрю.
Впрочем, уже понятно, что в марте промышленность продолжила оживать, о чем свидетельствуют данные последнего весеннего исследования Института экономики переходного периода. Согласно им, в марте динамика спроса (по исходным данным) продолжала улучшаться: баланс вырос еще на 8 пунктов и достиг вполне приличных +10. Однако очистка от сезонности показала пока только стабилизацию около нулевой отметки: падение спроса прекратилось, а рост все никак не начнется. В результате, две трети предприятий остаются неудовлетворенными объемами продаж своей продукции и только треть — считают их нормальными.
Как рассказал BFM.ru заведующий лабораторией конъюнктурных опросов института Сергей Цухло, наиболее комфортно чувствовали себя в I квартале. 2010 года предприятия пищевой отрасли (удовлетворенность спросом 64%), химии и нефтехимии (55%) и цветной металлургии (54%). На другом полюсе — стройиндустрия (19%) и черная металлургия (24%).
При этом удовлетворенность сбытом растет с увеличением размера производства: если среди малых предприятий нормальным спрос в I квартале считали 19%, среди средних — 26%, то из более крупных (с численностью от тысячи до пяти тысяч сотрудников) нормальных объемов сбыта добились 37%, а из предприятий с числом работающих более 5 тысяч человек — уже 47%.
«Прогнозы спроса в I квартале 2010 года на перспективу 1-2 месяца почти не меняются, остаются самыми лучшими для текущего кризиса и вполне сопоставимыми с уровнями первых последефолтных лет. В апреле-мае ни одна отрасль в России не ожидает резкого ухудшения условий сбыта своей продукции. А самые оптимистичные прогнозы отмечены в стройиндустрии», — заявил экономист.
Выпуск растет почти как до кризиса
Несмотря на недостаточные продажи, наученные горьким опытом предприятия не допускают увеличения избыточных накоплений готовой продукции на своих складах. Баланс оценок запасов последние два месяца в целом по промышленности не меняется и остается на уровне кризисного минимума (если исключить выброс ноября 2009 года) и на уровне разумной избыточности, характерной для предкризисных лет. Правда, не везде. Высокие излишки запасов в I квартале 2010 года зарегистрированы в черной металлургии и легкой промышленности (по +22 б. п.), стройиндустрии (+17 б. п.). Гораздо меньше они в леспроме и машиностроении (по +8 б. п.). А в пищевой отрасли запасов недостаточно (-9 б. п.). Причем излишки продукции имеются на складах только очень крупных предприятий (более 5 тысяч работающих).
Вместе с тем, интенсивность роста выпуска увеличилась в марте еще на 19 пунктов, достигнув нормального для предкризисных лет темпа роста в +34 балансовых пункта. В марте, таким образом, сохранилась тенденция прежнего, докризисного роста выпуска (по исходным данным). Очистка от сезонности снизила темп роста до +11 б. п., что стало лучшим кризисным и уже совсем сопоставимым с докризисными значением этого показателя.
Как уточнил Цухло, производство росло в марте во всех отраслях, кроме цветной металлургии, а планы выпуска, как и прогнозы спроса, демонстрировали (до и после очистки от сезонности) в I квартале рекордную стабильность. Экономист считает, что рост выпуска в начале II квартала будет преобладать во всех отраслях. При этом самые оптимистичные надежды, как и в случае спроса, связаны с промышленностью стройматериалов.
Одновременно рост отпускных цен в российской промышленности сохраняет самую высокую для текущего кризиса интенсивность. В марте цены увеличивали все отрасли, кроме стройиндустрии, которая пока перешла от политики снижения цен к их неизменности. Самый интенсивный рост происходил в марте в химии и нефтехимии (+35 б. п.), цветной металлургии (+29) и пищевой отрасли (+27). Машиностроение начинает сдерживать рост цен на свою продукцию: в марте он еще сохранился, но не такой значительный, как в январе-феврале.
Однако в ближайшие месяцы промышленность планирует замедлить рост своих цен: новогодний инфляционный скачок сходит, похоже, на нет. Баланс предполагаемых изменений цен потерял за март 6 пунктов и вернулся к уровню ноября 2009 года.
«В этот раз промышленность вела «ценовое наступление» четыре месяца. Дальнейшее наращивание цен может сохраниться только в черной металлургии, промышленности строительных материалов и легкой. Другие отрасли планируют перейти к более умеренному росту цен», — говорит Сергей Цухло.
Лидерами в повышении цен в I квартале были крупные предприятия: если производства, где работают менее 500 человек, увеличивали цены с интенсивностью +2 балансовых пункта (то есть почти не меняли их), производства с занятостью от 500 до 2 тысяч человек — с интенсивностью +9 б. п., то предприятия с занятостью свыше 2 тысяч человек наращивали цены с темпом +12 б. п. В ценовых планах предприятия разных размеров были более единодушны: этот показатель колебался от +16 б. п. в первой группе до +19 б. п. — в последней.
Промышленности снова нужны работники
Ранее, ссылаясь на данные лаборатории, BFM.ru писал, что зимой предприятия впервые с начала кризиса стали строить планы по найму персонала. Сейчас этот прогноз начал реализовываться: в марте 2010 года промышленность впервые в ходе текущего кризиса перешла от увольнений к найму работников. Увольнения сохранились только в металлургии и леспроме, в других отраслях численность персонала росла, особенно интенсивно, как и ожидалось, в пищевой и легкой промышленности.
Важно, что планы изменения занятости продолжают набирать позитив. И опять увольнения планируются только в металлургии, во всех других отраслях будет преобладать наем работников. Самые значительные пополнения штатов возможны в промышленности строительных материалов (+24 б. п.), легкой (+15) и машиностроительной (+11) отраслях.
Продолжает увеличиваться и доступность кредитов для российской промышленности — в марте уже 62% предприятий считают ее нормальной. Больше всего таких предприятий в металлургии (80%, средняя отраслевая минимальная предлагаемая банками ставка — 14,6%), пищевой промышленности (74%, ставка 16%), химии и нефтехимии (66%). В машиностроении нормальный доступ к кредитам имели в марте 57% предприятий при отраслевой ставке 15,8%. Банки по-прежнему отдают предпочтение очень крупным (свыше 1 тысячи занятых) производителям, ссужая им деньги под 14,1% годовых. Малым и средним предприятиям (1–250 человек) за кредиты предлагается платить 18,2%.