«Смешные цены» приходят в ТЦ. И это не шутки
По данным экспертов, магазины одежды экономкласса переезжают из полуподвальных помещений спальных районов в торговые центры на места, которые освободились после ухода из России западных брендов. Правда, речь пока о не самых престижных ТЦ
Читать на полной версииСеть «Смешные цены» уже арендует площади в московских торговых центрах «Галерея Водолей», «Принц Плаза», «Петровский» и в мытищинском ТЦ 4DAILY под брендом Prime store, рассказывает региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева. На вакантные места пришли также «Экономшоп» и «Планета одежды».
По ее словам, иногда сетям экономкласса удается найти помещения даже в центре Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников. Однако такие торговые центры, как, например, «Метрополис», «Авиапарк» или «Европейский», скорее всего, к себе магазины экономкласса все же не пустят. Есть другие желающие, отмечает Евгения Хакбердиева:
Евгения Хакбердиева региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia «Мы считаем, что все-таки в топовых торговых центрах Москвы, Петербурга и регионов, даже если международные компании примут решение уходить, на их смену придут сетевые российские компании, которые уже давно работают на рынке. Девелоперы с ними хорошо знакомы, понимают, как они работают, насколько они эффективны. И нужно учесть, что практически все эти компании сегодня говорят о том, что они готовы расширять свои форматы и занимать площадки международных магазинов брендов».
Таким образом, мы вряд ли увидим картину: сначала вывеска Hugo Boss, а потом — «Смешные цены». И не менее интересный вопрос: останутся ли цены смешными в тех ТЦ, которые пустят к себе сети экономкласса. По словам экспертов, скидок на аренду им никто не даст. А гендиректор DNA Realty Антон Белых уверен, что новым арендаторам не позволят платить за метры процентами с оборота. Владельцы торговых площадей не уверены, что этот оборот будет абсолютно чистым и прозрачным, что в магазинах не появится так называемых левых касс и так далее.
Торговым центрам, конечно, проще было бы работать с новыми зарубежными ретейлерами, появление которых неоднократно обещали. Анонсированы были бренды из Турции, Индии, из арабских стран. Но никто пока так и не пришел. Эксперты объясняют это тем, что выход на новый рынок, тем более такой большой, как у нас, — это долго и очень дорого. А рисковать иностранцы не спешат. Все-таки никто пока точно не знает, что будет с благосостоянием россиян в обозримом будущем. Плюс всем известные проблемы с логистикой и так далее. Есть и еще один момент, который пугает иностранцев, замечает Антон Белых:
Антон Белых гендиректор DNA «Принят закон, по которому можно расторгать договоры с компаниями из «недружественных» стран — причем список, надо понимать, не закрытый, он в любой момент может расшириться. Представьте ситуацию: пришел какой-нибудь турецкий бренд, вложил несколько миллиардов в развитие в России, а завтра Турцию признали «недружественной» страной — и девелоперы получили возможность расторгать с ними договоры. Или с Китаем то же самое, или с Индией — неважно. Само по себе наличие такого закона кривого не вселяет оптимизм в любых иностранных ретейлеров, потому что никто не знает, кто завтра будет «недружественным».
Возвращаясь к российским сетям экономкласса, тот же Антон Белых не исключает, что в ближайшее время они начнут завозить одежду известных брендов по параллельному импорту. Опыт — есть. Страха — нет.