Крупнейшие маркетплейсы запускают свою информационную систему по борьбе с контрафактом. Сервисы сами будут вносить в нее недобросовестных продавцов, чтобы не допустить повторного размещения продукции на других площадках. Система начнет работать уже на следующей неделе.

Вместе с развитием параллельного импорта маркетплейсы стали все чаще сталкиваться с подделками и репликами. Свое недовольство уже высказал Минпромторг. А действующие поставщики говорят, что попасть на маркетплейс было совсем не сложно.

В мае Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» сообщали, что начали продавать товары из списка параллельного импорта. Маркетплейсы начали сами закупать продукцию у ушедших из России иностранных компаний, и разрешили делать это частным продавцам. Но в условиях параллельного импорта контроль за контрафактом перекладывается на таможню и самих ретейлеров.

Уже через два месяца, в июле, Минпромторг упрекнул Wildberries за торговлю подделками, а Ozon призвал тщательнее проверять документы.

Wildberries обвинения опровергал: говорил, что эффективно отсеивает некачественную продукцию, использует искусственный интеллект. А на этой неделе презентовал сразу два механизма по борьбе с контрафактом. Первый — «Цифровой арбитраж», где правообладатель сможет напрямую запросить у продавца разрешение на торговлю продукцией своего бренда. Если нарушение будет выявлено один раз, онлайн-витрину скроют из показа, во второй раз — продавец будет заблокирован. Другой механизм — совместная информационная система Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет». По жалобе правообладателя, пользователя или госорганов площадки будут выявлять продавцов контрафактом, блокировать и передавать эту информацию другим маркетплейсам через единую базу.

Странно, что сейчас сервисам приходится придумывать столько механизмов борьбы с нелегалами, если формально на них и зарегистрироваться нельзя без разрешающих документов. Товарного знака, разрешения от владельца бренда на использование марки, договоры купли-продажи в случае перепродажи и так далее.

Опрошенные Business FM поставщики отметили, что сервисы особо ни к чему не придираются. Житель Челябинской области Степан сейчас выводит свой зоомагазин сразу на Wildberries и Ozon. И проблем не было:

«И у Wildberries, и у Ozon условия приблизительно похожи, все они работают в формате электронного документооборота. Получаем в электронном виде документы, есть возможность их пересылать, подтвердить их подлинность, ничего сложного, ничего сверхъестественного они от нас не требуют, то есть накладные от поставщиков, так как мы работаем с официальными представителями компаний по своей продукции, никаких проблем это не вызывает, предоставить документы, предоставить меркурий для продовольственных товаров, формат относится к продовольственным товарам, то есть там все прозрачно, все отслеживается».

Все отслеживается, а контрафакт все равно встречается. Как весной писали «Ведомости», некоторые маркетплейсы проверяют документы продавцов уже после претензий покупателей или правообладателей.

Как показывает практика, продавцы могут сначала предоставить все документы, а потом при размещении изменить описание продукции. Puky-Russia — это российское представительство немецкой фирмы детских велосипедов и самокатов. Его коммерческий директор Валерий Курышев рассказал Business FM, что две недели его магазин проработал на одном из маркетплейсов с просроченной лицензией. Просто не успевали получить новую и залить в базу. Но никто даже не проверил, говорит Валерий Курышев:

Валерий Курышев коммерческий директор Puky-Russia «Как правообладатель торговой марки, мы периодически сталкиваемся с недобросовестными продавцами на площадках, и убрать их практически до текущего времени было нереально. Wildberries просто игнорирует запросы, Ozon вежливо отвечает что-нибудь, но по факту ничего не происходит, поэтому мы с большой надеждой ждем эту перспективу, надеемся, что она будет работать. Мы в основном, кстати, страдаем не от контрафакта, а от параллельного импорта. Бывает такое, что нелегально завозят продукцию под другими наименованиями через таможню, и потом эти партии люди сбывают, как правило, по демпинговым ценам, потому что им хочется побыстрее продать. И если эта инициатива будет завязана на покупателях, боюсь, что в нашем случае, она не сработает, потому что покупатели скажут, отличное качество, это тот же самый оригинальный товар, но по более низкой цене, поэтому они будут только довольны».

С 1 марта следующего года маркетплейсы должны будут маркировать товары по системе «Честный знак». Это трудоемкий процесс, но он исключает продажу контрафакта. За нарушения сервисы понесут ответственность.