Владимир Путин подписал указ, запрещающий иностранцам до конца года продавать доли в российских стратегических предприятиях, а также в компаниях топливно-энергетического комплекса и банках.

Так совпало, что за два дня до публикации указа стало известно, что американская Exxon Mobil намерена передать операторскую деятельность по проекту «Сахалин-1» некой третьей стороне, не называя ее. Причем сообщила она об этом не российским, а американским властям. На что отреагировала «Роснефть», которая вместе с Exxon Mobil, а также с индийской и японской компаниями участвует в проекте на шельфе Сахалина.

В российской корпорации заявили, что не в курсе решения американской компании. И напомнили, что Exxon Mobil еще с конца апреля начала постепенную остановку добычи и сейчас она просто не ведется и что резервуары терминала заполнены нефтью, но отгрузка не происходит. А теперь последовал указ, который запрещает иностранцам до конца года продавать доли в ряде российских компаний. И в документе отдельно упоминается «Сахалин-1».

Вероятно, одна из целей — дать иностранцам время на то, чтобы окончательно определиться, что они будут делать со своими российскими активами. И важно, что о национализации российской собственности иностранцев речи не идет. Пока не идет. Но исключать этого не стоит: примеры, когда в Европе конфискуют активы российских предприятий, уже есть. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Я полагаю, что этот указ преследует цель подтолкнуть побыстрее компании из недружественных стран к принятию решений, все-таки, что они делают со своими активами в России, в том числе — в энергетической сфере и банковской. Если они собираются оставаться в России, то пусть находят общий диалог с российскими властями. Если они собираются уходить, пожалуйста, время неопределенности заканчивается, пусть договариваются, кому они эти активы отдают. Иными словами — нужно что-то делать. И этот указ президента этому и способствует. При этом там предусмотрен вариант, что может быть и продление сроков при условии, что компания выйдет на диалог с властями и что-то сама предложит. Соответственно, мяч на их стороне».

С одной стороны, решение российских властей ограничивает иностранцев. Вдруг они уже нашли покупателя на свои российские активы, обо всем договорились, а теперь сделки сорвутся. А с другой, возможно, зарубежные участники и сами заинтересованы в таком указе. Не секрет, что многие из них были вынуждены принять политически зрелое решение о приостановке деятельности в России или уходе из нее. Но явно не всем хочется этого делать. Вот только пара характерных примеров.

Акционер той же «Роснефти» — британская ВР. Она чуть ли не первая из иностранцев сообщила, что уйдет из России и продаст свои акции «Роснефти». Но пока не продала. И ей причитаются здесь дивиденды в 87 млрд, правда, в рублях и на спецсчет, откуда их нельзя вывести за рубеж. И тем не менее деньги выплачены, а национализировать пакет ВР пока никто не собирается. Правда, британская компания заявила, что не считает дивиденды полученными. Но это, возможно, лишь необходимые в нынешних условиях для зарубежных компаний слова.

Или российская «дочка» австрийского «Райффайзена»: она тоже допускала уход, а недавно стало известно, что за первое полугодие российский «Райффайзен» заработал здесь больше, чем за весь прошлый год. Ну а теперь иностранцам временно запретили продавать активы, о чем они, возможно, с облегчением отчитаются перед своими властями. Комментирует эксперт аналитического центра «Инфо ТЭК» Валерий Адрианов.

Валерий Адрианов эксперт аналитического центра «Инфо ТЭК» «Такое решение, с одной стороны, выглядит достаточно жестким, а с другой стороны, я думаю, что даже многие иностранные компании сами будут его приветствовать. Компании подвергаются большому давлению со стороны политиков западных стран, поэтому вынуждены играть в эти игры, показывать, что они очень-очень хотят уйти из России. А на самом деле они боятся потерять выгодный бизнес в нашей стране, поскольку нигде в мире они не смогут найти такую прекрасную ресурсную базу, такие возможности для развития, которые к тому же не ограничиваются действиями зеленого лобби, которое на западе препятствует реализации многих нефтегазовых проектов».

Есть еще один момент. Как можно предположить, у компаний, попавших под действие указа, есть иностранные акционеры, которые таковыми являются лишь де-юре. А на самом деле акции через какие-нибудь кипрские или нидерландские структуры принадлежат российским бизнесменам. И тогда получится, что их тоже ограничили в правах. Хотя российские власти последние годы не раз советовали бизнесу перевести все в Россию. Ну и продавать акции важнейших отечественных компаний с точки зрения все той же политической зрелости — сейчас не время.