Александр Винник экстрадирован в США, но это может приблизить его к России
IT-специалисту грозит до 50 лет американской тюрьмы по обвинению в кибермошенничестве. Однако скорость его экстрадиции в США может указывать на планы по обмену на баскетболистку Бриттни Грайнер
Читать на полной версииЕще в четверг, 4 августа, Александр Винник проснулся во Франции, где 43-летний IT-специалист недавно закончил отбывать пятилетний срок по делу об отмывании денег через криптобиржу BTC-e. В течение дня французский суд утвердил отказ США от запроса на его экстрадицию, после чего Винника направили обратно в Грецию, где россиянина пять лет назад задержали прямо на пляже. О дальнейших событиях есть только обрывочные сведения. Как пишет РИА Новости со ссылкой на родственников Винника, «все было обставлено как похищение». Греческие адвокаты ждали россиянина в аэропорту, но так его и не увидели, а к пятнице стало известно, что Винник уже находится в США.
Сам факт экстрадиции россиянина из Греции в США нельзя назвать удивительным — еще в 2019 году греческий Минюст издал решение о поочередной выдаче задержанного во Францию, потом в США и наконец в Россию, которая заявила о намерении судить Винника за мошенничество в сфере компьютерной информации на сумму 750 млн рублей. Однако темпы процедуры, больше похожей на спецоперацию, могут свидетельствовать о неких планах Вашингтона.
Если Винника действительно хотят обменять, о каких сроках может идти речь? Придется ли ждать приговора? Комментирует управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев:
Владимир Гладышев британский юрист, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «По очень многим вопросам суд США, прежде всего по вопросам национальной безопасности, а обмен идет в рамках национальной безопасности, исполнительную власть уважает. То есть он может приостановить, он может отменить процесс. Если исполнительная власть, если госсекретарь напишет письмо в суд, то в интересах государственной безопасности данный человек изымается из сферы правосудия американского, и в дальнейшем он может быть выдан. Там это оформляется через решение судьи, есть специальное законодательство на эту тему, то есть это целая история. Но если коротко сказать, он может быть выдан на любом этапе. Если стороны захотят — хоть завтра».
Информация об условиях гипотетической сделки в первую очередь поступает с американской стороны. Как заявил в четверг представитель Белого дома по нацбезопасности Джон Кирби, Москве направлено некое «серьезное предложение» и Вашингтон призывает его принять. По данным источников Reuters, речь шла об обмене Бриттни Грайнер и осужденного в России за шпионаж американца Пола Уилана на россиянина Виктора Бута, осужденного в США за торговлю оружием, но Москва в ответ предложила добавить в сделку осужденного в Германии за убийство россиянина Вадима Красикова. В ответ на вопрос об этом Кирби дал понять, что в США такой формат рассматривать не готовы. Несложно предположить, что именно поэтому Вашингтону понадобился Александр Винник. Все-таки передавать осужденных по экономическим преступлениям несколько проще с политической точки зрения. Москва публичные заявления Белого дома о ходе переговоров восприняла негативно: как выразился глава российского МИД Сергей Лавров, «если американцы решают опять делать громогласные заявления, то это их проблема». О закулисной дипломатии говорит политолог-американист Дмитрий Дробницкий:
Дмитрий Дробницкий политолог-американист «Все такого рода переговоры никогда не ведутся под светом софитов, это всегда так, потому что сорвать такую вещь достаточно легко. Более того, когда они даже заканчиваются, подробности не разглашаются. Ну вспомните, ситуация с обменом Скрипалей и еще двоих пассажиров на группу наших: Чапман, Безруков. Мы ничего об этом не знали, потом состоялось это решение, и до сих пор подробности этого процесса неизвестны. И это нормально, так всегда и происходит. Потому что, когда в будущем будут вестись переговоры, конечно, и переговорщики, и те кто стоит за ними, их руководители должны быть уверены, что это все не всплывет. А вдруг не получится? А вдруг до срока общественное мнение каким-то образом на это дело сможет повлиять или группы влияния какие-нибудь? Поэтому, наоборот, то, что все стало слишком публично, на мой взгляд, — это проблема».
Тем не менее в Вашингтоне смотрят в будущее оптимистично. Как заявил 5 августа сам Джо Байден, он надеется на благополучное разрешение ситуации с Бриттни Грайнер и США «упорно работают в этом направлении». Российский МИД назвал экстрадицию Винника в США «похищением» и «незаконным актом американского правового произвола», а поведение Греции — «конфронтационным». В ведомстве пообещали сделать все возможное для защиты прав Александра Винника.