Переговоры президентов Путина и Эрдогана. Главное
По итогам президенты России и Турции приняли совместное заявление. В нем, в частности, говорится, что лидеры двух стран договорились наращивать объемы торговли, развивать взаимодействие в транспортной сфере, промышленности, сельском хозяйстве
Читать на полной версииОбновлено в 23:59
В Сочи прошли переговоры президентов Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Совместной пресс-конференции лидеров России и Турции не было. Некоторые итоги переговоров в Сочи сообщили журналистам члены российской делегации.
Вице-премьер Александр Новак заявил, что на переговорах достигнуты очень важные решения, которые выводят экономические отношения России и Турции на новый уровень. Речь идет в том числе о транспортной отрасли, промышленности, сельском хозяйстве, туризме, IT. В частности, Путин и Эрдоган обсудили финансовый и банковский блок. По словам Новака, достигнуты соглашения в этой сфере, какие именно — он не уточнил.
Кроме того, президенты России и Турции договорились о начале частичной оплаты в рублях поставок российского газа. Таким образом, по словам вице-премьера, Россия и Турция говорят о постепенном переходе на расчеты в национальных валютах.
Новак отметил, что ключевой сферой российско-турецких взаимоотношений является энергетика, которую лидеры очень подробно обсудили на переговорах. Он уточнил, что в том числе речь шла о строительстве атомной электростанции «Аккую».
В свою очередь пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил, что Путин и Эрдоган не обсуждали производство и поставки беспилотников. «Нет, не обсуждали», — сказал Песков, отвечая на соответствующий вопрос. После предыдущей встречи лидеров двух стран в Тегеране турецкие СМИ сообщали, что на переговорах поднимался вопрос сотрудничества в производстве беспилотников Bayraktar.
Итоги переговоров комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
— Конечно, могут быть какие-то детали, которые не были обнародованы, но в принципе они подтвердили все предыдущие договоренности. Обсудили Сирию, поговорили об энергетическом сотрудничестве. Были надежды, что произойдет сближение позиций по Украине, но, судя по всему, этого не произошло, по крайней мере это не было никак артикулировано.
— The Washington Post сообщила, что украинская разведка узнала о планах Путина использовать Турцию для обхода санкций, а в обмен Турция хочет получить от Путина разрешения на военную операцию в Сирии. Что вы об этом думаете?
— Ясно, что Турция будет стараться избежать прямого нарушения западных санкций, поскольку если она будет нарушать их — она сама станет объектом санкционного давления. Потому здесь особо рассчитывать на то, что Турция будет проводить особую политику, не приходится. Где это не будет сопряжено с особым риском, они будут экономическое сотрудничество сохранять и развивать, но бросать вызов США и ЕС, скорее всего, они не будут. Что касается Сирии, я думаю, что операция в курдских регионах состоится так или иначе. Это нужно Эрдогану, учитывая внутриполитические проблемы, — ему как-то надо выдавливать сирийских беженцев и, кроме того, ему очень хотелось бы нанести удар по сирийским курдам. Но о чем мог идти разговор — это масштабы географические и военные операции — то есть как глубоко на сирийскую территорию могут зайти турецкие войска, какова будет буферная зона и какие будут условия пребывания турецкой армии на этой территории. Здесь есть, о чем поговорить, и можно предположить, что во время предыдущей встречи и во время переговоров сегодня Эрдогана убеждали, что эта операция должна быть более скромной, чем планировалось.
— В плане санкций и расширения экономического сотрудничества — насколько возможно нарастить взаимную торговлю? Как к этому отнесутся США и насколько Эрдоган надежный партнер?
— Конечно, есть определенная возможность для расширения торговли и есть возможность развития сотрудничества в энергетическом секторе. Все-таки Турция сохраняет авиасообщение с РФ, есть туристический поток, Россия строит атомную станцию. Конечно, там, где не связано с большими рисками для турецкого бизнеса, где не стоит вопрос выбора либо российского рынка, либо западного — сотрудничество будет продолжаться. Но не надо переоценивать возможности Турции. Там довольно тяжелое экономическое положение. Посмотрите на уровень инфляции. Турция находится в плохой форме, и нет оснований полагать, что ситуация в ближайшее время изменится радикально. Поэтому возможности Турции в плане экономического сотрудничества с Россией существуют, но они ограничены.
Пока вся информация о встрече в Сочи исходит от российской стороны. Переговоры Путина и Эрдогана в санатории «Русь» длились чуть больше четырех часов.
В совместном заявлении президентов говорится в том числе о необходимости обеспечить выполнение стамбульских соглашений, включая беспрепятственный экспорт российского зерна. Кроме того, Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган отметили важность сохранения политического единства и территориальной целостности Сирии.
Переговоры лидеров России и Турции в Сочи прокомментировал доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:
На переговорах в Сочи Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган договорились провести в Турции следующее заседание совета сотрудничества высшего уровня. О конкретной дате пока не сообщается.