Директор института Сибирского отделения РАН арестован по статье «госизмена»
Член-корреспондент РАН Александр Шиплюк этапирован в СИЗО «Лефортово», сообщили ТАСС коллеги ученого. Как и по другим подобным делам в отношении предполагаемых госизменников, все материалы засекречены
Читать на полной версииНовосибирск захлестнула волна преступности, причем именно по статье «госизмена» и именно в научной среде: с начала лета в городе арестовывают уже третьего ученого.
В конце июня обвинения были предъявлены заведующему лабораторией квантовых оптических технологий НГУ Дмитрию Колкеру, его забрали прямо из больницы. Как рассказали родственники, у 54-летнего физика была четвертая стадия рака, он не мог самостоятельно питаться и через несколько дней скончался в СИЗО.
В июле стало известно об аресте главного научного сотрудника Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН Анатолия Маслова. По версии источников ТАСС, 75-летнего физика обвинили в передаче за рубеж данных о гиперзвуковых технологиях.
Теперь по статье «госизмена» арестован его руководитель, директор ИТПМ Сибирского отделения РАН Александр Шиплюк. Как говорится на сайте организации, он является «крупным специалистом в области высокоскоростной аэрогазодинамики и экспериментальных методов исследования газовых потоков». В учреждении прошли обыски, но о сути дела ничего неизвестно, рассказывает научный руководитель ИТПМ, академик РАН Василий Фомин:
— Мы же не знаем, что предъявляют, понимаете? Я не знаю, что ему вменяют, и никто не знает, кроме него самого, а с ним контакта никакого нет у нас сейчас. Нас ведь никого не допустили до него, суд был при закрытых дверях.
— Обыски проходили сегодня?
— Обыски проходили, и в институте проходили у людей, у так называемых свидетелей. Правда, непонятно, что значит обыск у свидетелей, я не могу этого понять, ну что же сделаешь. И они сидят в одиночке, я так понимаю.
Дела по статье «госизмена» становятся засекреченными из-за присутствия в материалах сведений, являющихся гостайной. С одной стороны, это позволяет предотвратить дополнительные утечки секретной информации, разглашение которой и стало причиной возбуждения дела. С другой стороны, это создает систему с неясными механизмами контроля за качеством рассмотрения подобных дел.
В чем именно обвиняют многочисленных ученых-изменников? Насколько весомыми доказательствами оперирует обвинение? Прислушивается ли суд к аргументам защиты? Даже если у адвокатов есть сомнения в корректности процедуры, они не могут об этом рассказать — ведь материалы дела засекречены.
О формирующейся в России практике по уголовным делам о госизмене ученых рассказывает управляющий партнер бюро «Афанасьев, Узденский и партнеры» Сергей Афанасьев:
Сергей Афанасьев управляющий партнер бюро «Афанасьев, Узденский и партнеры» «К сожалению, закрытость этой статьи о государственной измене не позволяет сделать выводы о том, какая все-таки статистика в России по ней и какие фигуранты привлекаются. В основном нам это известно только из открытых источников информации. Сами дела всегда имеют гриф «секретно», они не публикуются в официальных источниках, и аналитику действительно очень тяжело из-за этого собрать. Как правило, статистика показывает, что эти дела заканчиваются обвинительным приговором, и всегда это реальные сроки лишения свободы. Бывает, люди получают ниже низшего предела. Но это связано с позицией по делу, как правило, — с активным способствованием расследованию, досудебными соглашениями и так далее. Но из последних известных дел, которые в СМИ попадают, которые в открытых источниках видно, слышно, не было еще ни одного оправдательного приговора, были лишь только обвинительные».
Некоторые данные по делам о госизмене все же находятся в открытом доступе. Как писало РБК со ссылкой на статистику судебного департамента при Верховном суде, в 2021 году по этой статье были осуждены 14 человек, годом ранее только шесть. Все получили наказание в виде реального лишения свободы. Выросло и число приговоров за разглашение гостайны: 58 человек в прошлом году против 43 в позапрошлом.