Суд перевел ректора Шанинки Зуева под домашний арест, Мау отпустили под подписку о невыезде
Такое решение было принято по ходатайству следствия. При этом суд отказал в предоставлении обвиняемому ежедневных шестичасовых прогулок. На заседании стало известно, что Зуев признал вину в хищениях, дал показания против соучастников и выплатил 15,5 млн рублей в счет возмещения ущерба
Читать на полной версииОбновлено в 13:47
Тверской суд Москвы перевел под домашний арест ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Сергея Зуева, обвиняемого в причастности к хищению бюджетных средств.
Как передает корреспондент Business FM, таким образом, суд удовлетворил ходатайство следствия об изменении обвиняемому меры пресечения.
«Изменить Зуеву меру пресечения и избрать ему домашний арест на срок до 11 октября»,— огласила решение судья Ирина Бунеева.
«Спасибо, мои дорогие. Поздравления принимаю, благодарю», — сказал Зуев на выходе из суда. Для того чтобы утрясти юридические формальности и он смог оказаться на воле, потребовалось 40 минут.
Само заседание прошло в быстром темпе и заняло полчаса. В самом его начале адвокаты приобщили к делу документы о том, что Зуев награжден орденом Почета и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Они передали судье документы о том, что супруга обвиняемого Елизавета Фокина, директор столичного парка «Царицыно», как собственник квартиры не возражает против проживания в ней мужа на период домашнего ареста. После этого взял слово следователь.
«В настоящее время обстоятельства изменились, расследование по делу находится на завершающей стадии, все доказательства собраны», — так мотивировал свое ходатайство о переводе обвиняемого под домашний арест следователь Главного следственного управления столичной полиции Егор Карабанов. Он сообщил, что Зуев «признал вину в двух эпизодах мошенничества, погасил ущерб, а также изобличил соучастников, в том числе назвал сведения о других фигурантах, о которых органу следствия ранее известно не было».
Представитель МВД просил суд разрешить Зуеву ежедневные шестичасовые прогулки для посещения им медицинских учреждений, прогулок, покупки продуктов питания, а также для того, чтобы отводить детей в образовательные учреждения, кружки и спортивные секции. Вокруг этого и разгорелся основной спор. Прокурор Гаянэ Григорян не возражала против перевода фигуранта под домашний арест. При этом она выступила против прогулок.
Защитники Дмитрий Кравченко и Руслан Кожура на прогулках настаивали. Так, Кравченко указал, что даже в СИЗО обвиняемому прогулки были разрешены, а диагнозы Зуева, согласно справке из изолятора, «составляют страницу». Кроме того, находясь в заключении, фигурант практически все время пролежал в тюремной больнице. Адвокат отметил, что просьба о прогулках «не надуманна». «Иначе нам придется каждый день отвлекать следователя и запрашивать разрешение о посещении медучреждений», — сказал он.
Адвокат добавил, что у Зуева двое несовершеннолетних детей, одному из которых поставлен «тяжелый психический диагноз», и он тоже нуждается в посещении врачей.
Сам Зуев был краток. Он поддерживал ходатайство следствия и просьбу о прогулках.
В совещательной комнате судья пробыла час. Выйдя оттуда, она ходатайство следствия удовлетворила, однако в предоставлении обвиняемому ежедневных шестичасовых прогулок отказала. «Действующим законодательством не предусмотрены прогулки», — говорилось в решении суда.
По решению суда Зуев будет находиться под домашним арестом в квартире на юго-западе Москвы. Ему запрещено покидать и менять место жительства без разрешения следователя, общаться с кем бы то ни было кроме близких родственников. Ему нельзя пользоваться интернетом и сотовой связью, получать и отправлять посылки. Воспользоваться телефоном он сможет лишь для вызова врачей и сотрудников экстренных служб, а также для связи с адвокатом и следователем.
Дело Главное управление столичной полиции возбудило 7 августа. В нем идет речь о трех эпизодах мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Первый связан с хищением 21 млн рублей бюджетных средств, выделенных в рамках реализации федеральных проектов «Образование» и «Учитель будущего» в 2019-2020 годах. Второй касается хищения 20 млн рублей путем фиктивного трудоустройства 12 сотрудников Минпросвещения в Институт общественных наук (ИОН), который являлся структурным подразделением РАНХиГС. В третьем эпизоде речь идет о фиктивном трудоустройстве помощника Марины Раковой Андрея Саака в Федеральный институт развития образования при той же академии. Сумму хищений по этому эпизоду МВД оценило в более чем 9 млн рублей. Все вышеназванные люди получали зарплату, но на работу не ходили, установило Главное управление МВД РФ по Москве. Большинство фигурантов находятся под стражей.
По делу всего проходят десять человек, в том числе бывший заместитель министра просвещения Российской Федерации Марина Ракова и ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Владимир Мау. Ракова находится под стражей с осени 2021 года, Мау первоначально был избран домашний арест, однако 3 августа следствие отпустило его под подписку о невыезде. Однако фигурантка — директор научно-исследовательской лаборатории развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко — заочно арестована. Она объявлена в розыск. Один из последних задержанных — проректор РАНХиГС Иван Федотов. Его отправили под домашний арест.
Что касается Зуева, первоначально, 13 октября 2021 года Тверской суд Москвы отказал в его заключении под стражу и отправил под домашний арест. Однако это решение 9 ноября отменил Мосгорсуд и по просьбе прокуратуры заключил фигуранта в СИЗО.
На протяжении нескольких месяцев защита пыталась добиться освобождения Зуева из СИЗО, заявляя об ухудшении состояния здоровья 68-летнего обвиняемого, у которого имеются серьезные проблемы с сердцем и сосудами. В СИЗО он стал передвигаться исключительно с палкой. Адвокаты ранее сообщали, что родственники Зуева гасят ущерб по делу. Срок следствия по нему продлен до 7 ноября.
Адвокат Зуева Руслан Кожура пояснил Business FM, что его подзащитный возместил ущерб по делу на сумму 15,5 млн рублей, еще 5,5 млн рублей возместили другие фигуранты. При этом, по его словам, Зуевым деньги перечислены в счет ущерба по двум эпизодам: хищениях при реализации госконтрактов и фиктивном трудоустройстве в РАНХиГС.
Адвокат Зуева Дмитрий Кравченко в свою очередь сообщил Business FM, что защита не будет обжаловать решение Тверского суда о домашнем аресте.