Как чувствует себя бизнес, занятый в обрабатывающих отраслях?
Ранее появились очередные данные индекса PMI обрабатывающих отраслей России. Сотрудники Business FM узнали у представителей российских компаний, как в данный момент у них идут дела
Читать на полной версииИндекс PMI обрабатывающих отраслей РФ в июле 2022 года составил 50,3 пункта, опустившись с июньских 50,9 пункта, говорится в материалах исследования S&P Global. В мае было почти 52, в апреле — чуть больше 48, а в марте — всего 44.
Считается, что если показатель выше 50 пунктов, то происходит рост деловой активности. Соответственно, значение ниже этой отметки указывает на спад. Редакция Business FM спросила у самих предпринимателей, как сейчас у них идут дела.
Подмосковная компания «Промет» занимается металлообработкой, производит сейфы, металлическую офисную и производственную мебель, металлические двери. По словам ее директора Алексея Петрова, после начала спецоперации резко возрос спрос на сейфы, однако сегмент мебели показал, наоборот, падение. Но в целом компания зафиксировала хороший рост.
Алексей Петров директор подмосковной компании «Промет» «Первые три-четыре месяца после начала спецоперации спрос на сейфы был очень высоким, и мы реально не справлялись с производством. Сейчас есть пауза, но я не скажу, что мы испытываем какой-то серьезный спад по сравнению с предыдущими показателями. Дверной бизнес как раз сейчас на подъеме. И действительно, если мы в апреле, мае и июне имели ощутимое снижение продаж и производства, то в последние две недели июля мы получили очень большие заказы, и сейчас у нас проблема с тем, что очередь на заказы выросла и превышает разумные пределы. Мы стараемся сейчас набрать дополнительных сотрудников и выпускать как можно больше металлических дверей. А рынок мебели ведет себя разнонаправленно. Если по рынку стеллажей наблюдается некоторый рост, причем не только в деньгах, но и в штуках — продажи не падали очень сильно и в настоящий момент продолжают расти, — то в сегменте офисной мебели, в сегменте шкафов и раздевалок мы продолжаем видеть достаточно серьезное падение по сравнению с прошлогодними показателями, и пока здесь просветов нет. Но за счет того, что наша компания имеет разрозненную систему выпуска, нам в чем-то легче, потому что спад в одной группе компенсируется показателями в другой группе. В целом по показателям я считаю, что два худших месяца были апрель и май, в июне мы показали достаточно приличный рост. И июль, хотя начался, в общем-то, не очень хорошо, но тем не менее закончился достаточно приличным ростом. Если к единым ценам приводить, то в июле мы показали порядка 20% прироста».
Группа компаний «Кладер» занимается производством и продажей мебели в Санкт-Петербурге. Ее владелец Геннадий Дыбкин вспоминает, что в марте был ажиотажный спрос, и связывает это с желанием россиян побыстрее избавиться от подешевевшего рубля. Но в следующие месяцы был спад продаж, и по итогам было падение в районе 15-20%, которое в нынешней ситуации бизнесмен считает небольшим.
Геннадий Дыбкин владелец группы компаний «Кладер» «Мы припали в продажах и припали в производстве. Проблемы возникли с комплектующими. Половину товаров, которыми мы торговали, мы завозили в Россию из Швеции, но шведы перестали поставлять отгрузки на Россию совсем. Мы включили альтернативное производство свое, в общем, нам дало это толчок по своей марке. По поводу потребительского спроса — в марте был большой скачок, люди, похоже, избавлялись от рублей начиная с апреля, май-июнь — очень все грустно с продажами и с заказами, люди осторожничают. Я напомню, что мы производим мебель на заказ, — здесь покупка долгоиграющая, не моментальная, а человеку нужно посчитать, осмыслить, понять, прицениться, в других местах обсчитать, может, и принять решение о заказе. Если взять год к году, то на период апрель-май- июнь мы припали, но не сильно — наверное, процентов на 15-20. В данной ситуации я считаю, что это не сильно, могло быть хуже. У меня есть примеры компаний в Петербурге из малого бизнеса, из мебельной сферы, которые уже закрылись».
Владелец московского швейного производства бренда S&M Илья Волков также говорит о взрывном росте в начале весны и о последующем падении. Причем он считает, что отчасти в этом виновата сама компания. Что же касается поставок оборудования и материалов, то сейчас с этим проблем нет. Правда, некоторые контрагенты хоть и перешли на рубли, но при расчете берут курс доллара в 80:
— У нас серьезный спад по заказам, по производству. Начался он с середины июня после взрывного роста в мае. Мы выросли тогда в два раза, а сейчас упали где-то в два с половиной. Во-первых, есть где-то и наши косяки, они связаны с возросшим спросом и невозможностью его удовлетворения ввиду того, что не было части ассортимента: не успели завести ткань в тех цветах, которые нам нужны были, и в том качестве. По тренду прошлых лет — в июле в принципе всегда спад. Мы ожидали, что он будет, но не ждали, что он будет такой большой: примерно в полтора раза выше, чем мы ожидали.
— А поставки ткани, комплектующих?
— Всего достаточно, все завозится. Такого дефицита, с которым мы столкнулись после сильного роста курса после известных событий, сейчас нет. Сейчас все в достатке по оборудованию, и никаких проблем — любое оборудование чуть ли не через два-три дня уже подъезжает и устанавливается. Что касается курса доллара — очень многие поставщики слукавили: перешли на рубли и не стали занижать цену. То есть они взяли старую цену по старому курсу доллара и ее держат — это в районе 80 рублей за доллар, — и приблизительно такие рублевые цены они оставили на свою продукцию, это касаемо тканей. Что касается оборудования — то почувствовали спад по ценам, причем довольно-таки существенный, то есть на 15-20%. Мы сейчас постарались вложить как можно больше денег в оборудование, потому что оно относительно сильно подешевело: откат к приличным ценам произошел.
Совладелец и президент крупного производителя стройматериалов, корпорации «Технониколь», Сергей Колесников самым провальным месяцем называет май. Однако в июне-июле отставание постепенно начало сокращаться, и на август бизнесмен смотрит с оптимизмом. Что касается проблем, вызванных санкциями, расчетов с Европой и поставок оборудования, то, по словам Сергея Колесникова, почти все эти проблемы успешно решаются. И, как он говорит, самые страшные прогнозы в итоге не оправдались.
Сергей Колесников совладелец и президент крупного производителя стройматериалов, корпорации «Технониколь» «Падение самое глубокое было в мае, в июле мы, если по денежным оборотам смотреть, то практически приблизились к июлю прошлого года. Так что сокращается глубина падения, которая была с марта по май. В марте были очень хорошие продажи, в апреле я не помню точно, но условно было минус 10%, в мае — минус 20%, в июне — снова минус 10%, а в июле условно минус 4%. На август мы смотрим с оптимизмом, надеемся, что в августе этого года мы повторим либо прошлый год, либо даже превысим продажи прошлого года. Самые худшие опасения, которые высказывались в марте-апреле, не оправдались, то есть такого, чтобы ужас-ужас, нет. Определенные проблемы были, но они все решились, предприятия из-за нехватки сырья не останавливались. Есть определенные проблемы с платежами в Евросоюзе, есть определенные проблемы по уже заключенным контрактам на ввоз оборудования, уже оплаченного, но в принципе 95% из этих проблем решаемы в силу того, что нашего оборудования нет в санкционном списке. Есть небольшой список позиций, попавших под список оборудования двойного назначения, там действительно все откладывается в силу того, что нужно получать разрешения стран-экспортеров. Эти списки очень длинные, поэтому, скорее всего, решение вопроса отложится на месяцев шесть. Если уж не сможем ввезти, будем искать в других частях света. Аналоги есть и в других странах, и в России. Ничего сверхуникального нет, просто были сильные коммерческие связи с Европой. Много интересных предприятий есть и в России, и в Китае, и в Турции. Очень порадовала Турция — в частности, достаточно высоким уровнем среднего машиностроения, порадовала отношением, порадовала клиентоориентированностью, удобством работы».
Индекс деловой активности PMI рассчитывается на основании опросов менеджеров по закупкам — то есть специалистов, которые занимаются поставками товаров для своих компаний.