Президент США заявил о готовности обсуждать с Россией договор о контроле над стратегическими вооружениями, который должен прийти на смену СНВ-3, истекающему в 2026 году. «России следует показать, что она готова возобновить работу по контролю над ядерными вооружениями с США», — подчеркнул он. Какие сигналы подает Белый дом и как к ним относиться?

Оценивая заявление Джо Байдена, следует учитывать контекст, в котором оно сделано. Непосредственным адресатом является начинающаяся в Нью-Йорке десятая конференция по наблюдению за действием Договора о нераспространении ядерного оружия, которая проводится раз в пять лет. В ней принимает участие 191 страна. Именно им адресованы слова Байдена о том, что «США продолжат работать над конечной целью мира без ядерного оружия». Как и напоминание о январском заявлении ядерных держав о том, что «ядерную войну нельзя выиграть и что ее никогда нельзя вести». Так что в каком-то смысле это пропаганда, как у нас бы сказали, «миролюбивой внешней политики».

Однако важно и то, что выражение готовности США «оперативно провести переговоры о новой системе контроля над вооружениями, которая заменит договор СНВ», сопровождено оговоркой, суть которой в том, что, мол, России надо еще заслужить право быть «добросовестным партнером», но пока она своими действиями на Украине, как выражается Байден, «нарушила мир в Европе и посягает на фундаментальные принципы международного порядка». Признаемся, что это так себе по тональности приглашение к диалогу.

Вторым адресатом заявления Байдена мог быть американский Конгресс, где растут настроения, охватившие уже обе палаты, признать Россию спонсором международного терроризма. Это автоматически подразумевает не только новое качество санкций на грани полной изоляции, но и действия США против тех контрагентов из третьих стран, которые сохраняют отношения с таким государством. Белый дом пока не хочет идти на такой шаг. Возможно, оставляя его на будущее, скажем, когда к России будут присоединены новые территории. Пока же Байден напоминает, что, кроме Украины, России и Америке еще было бы, о чем поговорить и надо, мол, иметь это в виду.

Преувеличивать значение слов Байдена в плане того, что, мол, Америка готова возобновить контакты с Россией помимо переговоров об обмене заключенными, не стоит. Пока идут боевые действия на территории Украины, представить себе развернутые переговоры по СНВ-3 просто невозможно.

Невозможными в настоящий момент считает их и бывший главный переговорщик по вопросам контроля над вооружениями от США Роуз Геттемюллер, которая сейчас читает лекции в Стэнфорде. В то же время в недавнем интервью агентству Bloomberg она отметила, что до сих пор еще не отменено взаимное неформальное обязательство США и России не размещать новое ядерное оружие средней и меньшей дальности в Европе, и это, по ее мнению, может стать основой для возобновления действия соответствующего соглашения по РСМД, из которого Америка вышла в 2019 году при Дональде Трампе. Также она считает, да и Байден в упомянутом заявлении об этом же говорит, что к новому соглашению по СНВ надо привлекать Китай. И якобы ее прежние контакты с китайцами дают основания полагать, что это возможно. По крайней мере, по ракетам средней и меньшей дальности, по которым у КНР имеется перевес над США в Тихоокеанском регионе. Ранее Китай категорически отказывался присоединяться к переговорам по СНВ, поскольку его стратегические арсеналы несопоставимы с американскими и российскими.

До начала боевых действий на территории Украины российско-американские консультации по ядерным вооружениям зафиксировали следующие точки соприкосновения. Россия была готова вывести из Европы ракеты, которые, по мнению американцев, нарушают прежний договор по РСМД (речь об «Искандерах» определенной модификации), переместив их к востоку от Уральских гор с режимом проверки для наблюдения за их развертыванием. Со своей стороны США были готовы рассмотреть возможность полного отказа от размещения ракет средней и меньшей дальности в Европе. В рамках переговоров по новому договору по СНВ США хотели бы распространить ограничения на российские нестратегические ядерные боеголовки и принципиально новые системы, такие как гиперзвуковое оружие, по которому Америка пока отстает, или ядерные морские вооружения — торпеды с атомным двигателем. Россия, в свою очередь, хотела бы включить в договор ограничения на американские высокоточные обычные ракеты, но также и средства ПРО, размещаемые в Европе и не только.

Пока же США разрабатывают план модернизации своей стратегической триады и в целом ядерных вооружений общей стоимостью 1,2 трлн долларов, дабы держать в готовности свой «ядерный щит и меч» в ближайшие 30 лет. В этом контексте заявления Байдена о готовности оперативно проводить переговоры по СНВ-3, истекающем в 2026 году, совершенно не выглядят проявлением торопливости.