Компания Ekaterra, которая производит в России популярные марки чая Lipton и Brooke Bond, выпустила довольно скупой пресс-релиз. К концу года эти бренды перестанут производить в России. Связано это с тем, что «текущая ситуация не позволяет компании развивать свой бизнес». Что Ekaterra имеет в виду под словами «текущая ситуация» — не разъясняется. Все это не значит, что потребители одномоментно лишатся известных марок. Есть складские запасы, и еще несколько месяцев эти товары можно будет найти на полках.

Станет ли прекращение производства ощутимой потерей для российского рынка? В лидерах сейчас совсем другие компании, и они российские, Ekaterra же последнее время занимала долю менее 10%, говорит гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия:

— Рынок контролируется в основном российскими операторами, значительно превышающими размеры компании Ekaterra и занимающими значительно большую долю на российском рынке. Соответственно, доля компании Ekaterra просто перераспределится между российскими компаниями, и рынок переварит эту ситуацию достаточно спокойно, без особых каких-то колебаний.

— А доля у них была насколько крупная?

— Последние, скажем так, лет десять они оперировали в пределах 10%, сегодня их доля значительно меньше, думаю, что порядка 6-7% рынка.

Тем не менее речь идет о марках, которые знакомы россиянам 30 лет. Ekaterra раньше принадлежала концерну Unilever. Он пришел в Россию в начале 1990-х годов, организовав производство на ленинградской фабрике «Северное сияние». Той самой, что делала известные всей стране духи «Ландыш серебристый», они еще упоминаются в поэме «Москва — Петушки». Но вернемся все-таки к чаю. Lipton стал одним из символов новой эпохи, а песню из его старой рекламы многие помнят до сих пор.

Возможно, уход из России знаменитых брендов тоже станет символичным. Когда-то для жителей СССР стало большим открытием, что чай не обязательно заваривать в чайнике, достаточно лишь несколько раз обмакнуть пакетик в кипятке. Ну, а сейчас, быть может, кто-то вспомнит о традициях чаепития, с неторопливым завариванием и такой же беседой, надеется руководитель и владелец проектов «Чайная высота» и «Пуэрпорт» Виктор Енин.

Виктор Енин руководитель и владелец проектов «Чайная высота» и «Пуэрпорт» «Я думаю, что это в каком-то смысле легкое прощание с необременительной, но и не вдохновляющей ни на что особо привычкой. Таким образом, получаем еще немножко свободного места для того, чтобы заменить банальный чай на что-то более выразительное и ценное, потому что в нашей культуре знакомы с чаем в течение более чем трех столетий. От чая принято ждать что-то большее, чем просто согревающее тепло».

Правда, у Ekaterra, которая ныне принадлежит одному из люксембургских фондов, еще недавно было иное мнение. Два года назад Unilever отказался продавать в России листовой чай Lipton и Brooke Bond. Компания сослалась на собственные данные, судя по которым россиянам больше по душе пакетики в виде пирамидок. Ну, а теперь эти бренды и вовсе уходят из РФ. Что будет с фабрикой — пока неизвестно. Возможно, бизнес продадут, и это, наверное, будет лучшим вариантом, потому что вывезти оборудование из России сейчас очень сложно. А может быть, расплатившись с сотрудниками, фабрику просто закроют. По данным Mash персоналу уже порекомендовали искать новую работу. Что же, даже самое длинное и неторопливое чаепитие рано или поздно заканчивается.