Как говаривал гоголевский персонаж, «полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит». В самый канун подписания исторического российско-американского соглашения по ограничению СНВ (состоится в Праге, от России подпишет президент Медведев) Россия готовится продать новую партию оружия одному из самых яростных противников Америки (в Каракас прибывает премьер-министр Путин).

На очередное проявление своеобразия российской внешней политики обращает внимание агентство Reuters. В Каракасе Владимир Путин встретится не только с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, но и с другим пламенным латиноамериканским революционером, боливийским президентом Эво Моралесом. И тот, и другой покупают российское оружие в кредит (российский). Пикантность встрече придает еще и то, что на днях госсекретарь США Хиллари Клинтон выразила мнение, что, мол, радикальные левацкие режимы в Латинской Америке, теряют популярность.

Большой визит российского руководства, в рамках которого будут обсуждаться масштабные энергетические и финансовые проекты, сотрудничество в военной сфере и даже заложена православная церковь в католическом Каракасе, призван продемонстрировать, что это не совсем так. Та же Хиллари Клинтон в сентябре прошлого года выражала озабоченность в связи с массовыми закупками венесуэльским режимом российского оружия, утверждая, что это подстегнет гонку вооружений в регионе. С 2005 года Венесуэла закупила в России вооружений на 4 миллиарда долларов, передает агентство Reuters.

Зачем Чавес вооружается

Клинтон, когда говорила о закупках российского оружия Венесуэлой, имела в виду сентябрьский визит Чавеса в Москву, когда в обмен на признание двух новых субъектов международного права (Абхазии и Южной Осетии) южноамериканский гость получил кредит на 2 миллиарда долларов для новых закупок российского оружия. Речь тогда шла о таких серьезных вещах, как танки и системы С-300. Чавес утверждает, что все это и многое другое ему нужно на случай империалистической (т. е. американской) агрессии. Чавес не скрывает, что трактует понятие «империализм» довольно широко. Например, под него попадает соседняя Колумбия, которая поддерживает дружественные отношения с США, вплоть до размещения на своей территории американской базы. Американцы, у которых в Латинской Америке осталось не так много партнеров, используют базу в Колумбии для операций по борьбе с наркотрафиком. Колумбийская армия получает значительную американскую помощь в ее войне с наркоповстанцами.

Уго Чавес с российским автоматом АК-103. Фото: AP

На этом фоне массовые закупки оружия антиамериканским венесуэльским режимом вызывают озабоченность не только в Вашингтоне. Колумбия и Венесуэла находятся на грани разрыва дипотношений и периодически обмениваются грозными заявлениями.

Во время визита Владимира Путина в Венесуэлу будут, в частности, обсуждаться перспективы создания российско-венесуэльского банка, кредита Венесуэле на 2,2 миллиарда долларо, продажа Венесуэле 50 единиц авиатехники, совместное участие в разработке нефтяного месторождения «Хунин-6» и поставки 2200 автомобилей «Лада» на венесуэльский рынок.

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов полагает, что Москва продает оружие в Латинскую Америку не столько по геополитическим, сколько по меркантильным соображениям. Как выразился политолог в интервью BFM.ru, «возможность закрепиться на тамошнем рынке вооружений для России важнее, чем все сопутствующие идеологические мотивы». При этом Лукьянов признает, что «идеологические мотивы» также присутствуют в российско-венесуэльской дружбе. «Россия никогда не скрывала, что ее целью является многополярный мир. В этом контексте уравновесить шаг в отношениях с США (договор по СНВ, — BFM.ru) контактами с другими важными игроками в западном полушарии не выходит за рамки объявленной логики». Эксперт считает, что совпадение по срокам подписания договора по СНВ с американцами и визита Путина в Каракас достаточно случайно, потому что визит премьера запланирован давно, а сроки подписания договора по СНВ определились недавно.

Аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров сказал в интервью агентству Reuters, что для российского бизнеса Венесуэла представляет определенный интерес в виду проблем с инвестированием в самой России с ее неопределенным налоговым режимом. Имеются в виду, прежде всего инвестиции в венесуэльскую нефть. «В Венесуэле геология хорошая, резервы большие. С этой точки зрения условия — идеальные». Правда, уточнил аналитик, «это, конечно, не снимает озабоченности политическими рисками».

Мнение о том, что российские отношения с левыми латиноамериканскими режимами носят преимущественно коммерческий характер, разделяется далеко не всеми в экспертном сообществе. По словам главы московского Центра политической информации Алексея Мухина, «Россия рассматривает усиление своих позиций в этом регионе как исключительно важное и считает его хорошим ответом на усиление влияния США в Центральной Азии», — приводит его слова агентство Reuters.

Стройные выкладки политологов временами разбиваются об экзотику соперничества, которое в последнее время возникло между Москвой и Минском за право называться лучшими друзьями Уго Чавеса. Как уже сообщал BFM.ru, во время последнего визита Владимира Путина в Белоруссию президент этой страны демонстративно отправился в Венесуэлу, где был обласкан Чавесом, вручившим ему ключ от Каракаса.

Диалог с абхазским акцентом

Сейчас до Путина в Каракас прилетел глава абхазского МИДа Максим Гвинджия. Во главе целой делегации из Сухуми он совершил визиты по пяти латиноамериканским государствам и пришел к заключению, что два из них, Эквадор и Боливия, близки к признанию Абхазии. В беседе с российскими журналистами Гвинджия счел нужным выразить особую благодарность посольствам России и Венесуэлы. Еще один общий друг Москвы и Сухуми, никарагуанский президент Даниэль Ортега, вскоре будет принимать абхазского президента Сергея Багапша, который далее отправится с большой поездкой по Латинской Америке, передает агентство РИА «Новости».

Справедливости ради следует признать, что дружба Москвы и Каракаса зародилась еще до того, как Абхазия и Южная Осетия по итогам российско-грузинской войны провозгласили независимость. Однако с возникновением упомянутых субъектов на карте мира российско-латиноамериканский диалог приобрел особый колорит. Кто бы за последние месяцы из латиноамериканских лидеров ни приезжал в Москву, вопрос о том, готовы ли они признать Сухуми и Цхинвали, незримо витал в воздухе.

Из двух субъектов наибольшую активность на латиноамериканском направлении проявляет Абхазия. Как писал BFM.ru, Сухуми использовал в своем дипломатическом наступлении на Западное полушарие не вполне традиционную тактику: проводником абхазских интересов выступает бывший министр спорта Грузинской ССР, ныне тренер по боксу сборной Венесуэлы Заур Гваджава.

Едва ли можно считать совпадением, что во время первого визита Владимира Путина в Венесуэлу (Чавес был в России восемь раз), в Каракасе объявилась абхазская делегация.

В общем, визит обещает быть неординарным. Несмотря на то, что Владимир Путин пробудет на венесуэльской земле только один день, в программу включены такие символические мероприятия, как участие в церемонии основания русского православного храма, Церкви Вознесения, а также визит на могилу Освободителя Латинской Америки Симона Боливара.