Немецкая компания OBI закрыла сделку с группой российских инвесторов о продаже своей сети строительных и хозяйственных магазинов на территории России. По данным «Ведомостей», 40% получит группа инвестиционно-строительных компаний Маx, а 60% — друг немецких владельцев, бизнесмен Йозеф Лиокумович. При этом у ретейлера миллиардные долги, а в магазинах — пустые полки.

Сумма сделки составила символический 1 евро. Отчасти это может быть связано с тем, что, как предполагают источники «Ведомостей», немецкое руководство намерено в будущем вернуть себе сеть. Основную долю покупает бизнесмен Лиокумович — друг семьи Хауб, владеющей немецкой мировой сетью OBI. В то же время источники Business FM сообщили, что соглашение предполагает скорее окончательный уход OBI с российского рынка.

Поговаривают, что бизнес хотели продать и до спецоперации. Компания с начала пандемии убыточна: в 2021-м минус составил почти 2,5 млрд рублей. За последние месяцы накопилась и внушительная задолженность перед арендаторами и поставщиками. Буквально на днях суд Петербурга взыскал с немецкого ретейлера 38 млн рублей долгов за аренду только одной петербургской компании.

Поставщикам же перестали платить в марте. Они получили рассылку, что российский менеджмент всеми силами пытается сохранить бизнес и выплаты продолжатся только после одобрения немецкого офиса. И только тем, кто продолжит сотрудничество. Простой перед началом дачного сезона позволить себе смогли далеко не все, говорит руководитель компании «МастерПроф» Павел Брун:

— Через некоторое время оплаты пошли. Буквально месяца полтора назад они частично начали гасить просроченную задолженность и начали формировать заказы заново. Сейчас в магазинах пустые полки, очень многие поставщики поставки остановили. Я так понимаю, что проседание по продажам в самих магазинах тоже довольно большое. Пока ничего не известно.

— Какая репутация устоялась за компанией в сравнении с другими?

— Структура была очень сильно консервативная, очень многие указания спускались напрямую из Германии, соответственно, очень многие вещи принимались только с указки сверху. Если Leroy Merlin изначально шли по низкой цене и мониторили, чтобы из цены были ниже всех, то компания OBI следила за своей наценкой. Я так понимаю, что это было обусловлено какими-то регламентами, которые им спускали немецкие хозяева. В минус или какую-то минимальную наценку OBI никогда не продавала. Зато они старались отличаться ассортиментом от остальных: у них были свои поставки, таскали из Европы какой-то ассортимент под своим брендом».

У OBI в России 27 магазинов. На прошлый год, по данным InfoLine, компания занимала третье место в топе DIY-ретейлеров после Leroy Merlin и «Петровича».

Поставщики отмечали, что многие решения в компании напрямую зависели от немецкого руководства, а в некоторых внутренних правилах OBI можно было сравнить чуть ли не с McDonald's. Возникает вопрос — как сеть будет функционировать без руководства из Германии? Но, как сообщали «Ведомости», российские топ-менеджеры еще весной начали битву за бренд. О возобновлении работы они заявили уже в конце марта — после чего головная компания отключила им IT-систему. Работу касс и оборудования пришлось переводить на альтернативное ПО. С этим руководством OBI имеет шансы продолжить нормальную работу, но нужно менять финансовую политику, говорит исполнительный директор VSK group Максим Тищенко:

Максим Тищенко исполнительный директор VSK group «Вполне закономерно, что купили люди, которые в меньшей степени говорят о том, что похоронят бренд. Они, наоборот, говорят, что будет в какой-то степени сохранена компания. Возможно, будет произведен какой-то ребрендинг. Но, во всяком случае, конечного потребителя не интересует, под какой вывеской он покупает, его интересует, какие цены под ней и какой ассортимент. Поэтому, учитывая то, что основной ассортимент у OBI это была продукция либо российского производства, либо китайских партнеров, либо дружественных стран. Что достаточно неплохо для сети».

Российский миноритарий «Группа инвестиционно-строительных компаний Max» принадлежит бизнесмену Игорю Колобкову — совладельцу Московского института экзистенциальных исследований и строительной компании «Самис».
Владелец 60% OBI Лиокумович — представитель австрийской ГК Supernova, которая специализируется на управлении торгово-развлекательными центрами в Центральной и Восточной Европе. Но, по данным «Ведомостей», чтобы продолжить работу, компании понадобится около 4 млрд рублей инвестиций.