Директор кондитерской фабрики «Меньшевик» Илья Аверьянов снова оправдан
Такой вердикт коллегия присяжных в Мосгорсуде вынесла по его второму делу о стрельбе в новых собственников здания, их охранника и судебного пристава. А два с половиной года назад присяжные оправдали бизнесмена по обвинению в убийстве сотрудника ЧОП. Сам предприниматель настаивал, что лишь оборонялся от рейдеров
Читать на полной версииПроцесс по второму уголовному делу директора кондитерской фабрики «Меньшевик» Ильи Аверьянова завершился в Мосгорсуде разгромом версии обвинения и полной победой защиты. За покушение на убийство трех человек, в том числе новых владельцев зданий фабрики, а также за посягательство на жизнь судебного пристава бизнесмену грозил внушительный срок, вплоть до пожизненного заключения. Однако присяжные сочли недоказанным само событие преступления и оправдали бизнесмена по всем пунктам. Два года назад Илья Аверьянов уже был оправдан присяжными по обвинению в убийстве сотрудника ЧОП.
На вынесение вердикта в Мосгорсуд 53-летний Илья Аверьянов приехал без вещей, в хорошем настроении, напевая песню. Интуиция его не подвела. В совещательной комнате восемь членов жюри пробыли чуть более получаса, а выйдя оттуда, единогласно оправдали его.
Конфликт с кредиторами
Судебный процесс над бизнесменом длился с середины июня. Обвинение утверждало, что предприниматель рано утром 27 декабря 2017 года в здании и во дворе кондитерской фабрики «Меньшевик» на Иловайской улице в столичном районе Люблино устроил «охоту на людей». Он открыл огонь из охотничьего карабина «Сайга» в своих кредиторов — генерального директора ООО «ДХА» Шомрона Абрамова, Шамсутдина Раджабова и сопровождавшего их чоповца Сергея Олейника (сам он утверждал, что в охране пока не работал, а лишь приехал устраиваться на работу сторожем. — Business FM).
Визитеры планировали наложить арест на имущество фабрики, здания которой перешли к ООО «ДХА» по долгам Аверьянова. Обвинение гласило, что мишенью Аверьянова стал приехавший вместе с новыми владельцами здания судебный пристав-исполнитель Юрий Боков. Однако ни в кого из вышеназванных лиц бизнесмен не попал.
В этот день все же не обошлось без жертв: директор кондитерской фабрики Аверьянов застрелил другого охранника новых собственников, Алексея Осипова, который пытался вырвать у него карабин. Аверьянова обвинили в умышленном убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ). Однако 28 января 2020 года присяжные в Мосгорсуде оправдали бизнесмена. Они поверили подсудимому, который утверждал, что не хотел убивать, а роковой выстрел произошел случайно.
Аверьянов настаивал, что просто оборонялся от рейдеров. По его версии, он имел неосторожность занять у кредиторов 70 млн рублей, или 2 млн долларов по курсу тех лет. Аверьянов настаивал, что расплатился по долгам, но ему к оплате предъявили вместо одного еще один вексель на ту же сумму. Сам Раджабов утверждал, что Аверьянов не заплатил ничего.
Два дела — один следователь
Так или иначе, после вынесения первого оправдательного приговора, который устоял в апелляции, в отношении Аверьянова в апреле 2021 года возбудили второе дело. Причем завел его тот же следователь СКР по Москве Иван Гилев, который вел первое дело. На этот раз он инкриминировал Аверьянову покушение на убийство (ч. 3 ст. 30, п. «а» и «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ) трех человек: Шамсутдина Раджабова, Шомрона Абрамова и Сергея Осипова. Кроме того, ему вменили посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295 УК РФ), — судебного пристава Юрия Бокова. И если за три покушения на убийство бизнесмену грозили довольно длительные сроки, то за посягательство на жизнь судебного пристава — вплоть до пожизненного лишения свободы.
Свою судьбу Аверьянов, как и в первый раз, доверил присяжным. Им 28 июля предстояло ответить на восемь вопросов, главными из которых были: доказано ли, что имело место преступление; доказано ли, что его совершил подсудимый; заслуживает ли он снисхождения. Народные судьи сочли, что стрельбы со стороны Аверьянова не было.
Вынужденная оборона
По словам адвокатов Ильи Аверьянова Андрея Бастракова и Марии Зазирной, их подзащитный был вынужден обороняться с оружием в руках, поскольку за три дня до случившегося, 24 апреля 2017 года, визит новых собственников зданий закончился тем, что Аверьянова сильно избили и увезли на скорой. «Он сообщил, что будет охранять свои здания, и привез оружие, чтобы предупредить повторное нападение», — прокомментировал Business FM дело Андрей Бастраков. Защитник отметил: в местах, где Аверьянов якобы стрелял в Раджабова и Абрамова, не нашли следов пуль и гильз. Кроме потерпевших, этого никто не смог подтвердить. Допрошенные же в суде свидетели сказали, что слышали звуки выстрелов, но не видели, что произошло.
«Даже сам потерпевший Боков в судебном заседании пояснил, что не видел, как Аверьянов в него стрелял, он только слышал звук выстрела, когда пробегал со второго на первый этаж», — указал адвокат. Он подчеркнул, что сам Аверьянов отрицал, что стрелял в Раджабова, Абрамова и Осипова.
Интересно, что в 2019 году следователь Иван Гилев отказал Шамсутдину Раджабову и генеральному директору ООО «ДХА» Шомрону Абрамову в проведении доследственной проверки по их заявлениям о совершении преступления в отношении них. При этом тогда было установлено, что в здании кто-то стрелял из травматического пистолета, возможно, со стороны взыскателей. Материал по этому факту был выделен в отдельное производство, но дело так и не возбудили, отмечают защитники.
Илья Аверьянов назвал оправдательный вердикт «фантастикой». Он заявил, что доказал свою невиновность «в честном бою», и сообщил о намерении пресекать «порочную практику возбуждения заказных уголовных дел».
Свое второе уголовное дело Аверьянов считает именно таким. «Люди, которые захватили у меня фабрику, понимая, что я рано или поздно привлеку их к ответственности за случившееся, решили ликвидировать меня тем способом, который для них представляется наиболее доступным, возбудив дело по четырем эпизодам, за которые мне грозило вплоть до пожизненного лишения свободы», — заявил Business FM подсудимый. Он в ходе следствия и процесса находился под запретом определенных действий. В апреле 2021 года суд отказал следствию в его аресте. Абрамов считает, что возбуждение второго дела не обошлось без использования связей потерпевших. Аверьянов отметил, что оба они, и Абрамов, и Раджабов, имеют статус адвокатов. Раджабов же в прошлом работал в прокуратуре.
После вступления приговора в силу Аверьянов планирует добиваться возбуждения дела в отношении тех, кто, по его словам, сфабриковал его второе дело и организовал в 2017 году захват зданий. По данным потерпевшего, сейчас новые собственники используют здания фабрики для сдачи в аренду, в том числе под склад для овощей. В дальнейшем они планируют отдать его территорию под жилую застройку, сказал Аверьянов.
Обсуждение юридических последствий вердикта и оглашение приговора состоятся 1 августа. Прокуратура, которая настаивала на вынесении бизнесмену обвинительного вердикта, очевидно, обжалует его в апелляции.