Литва ставит банки в колеса калининградского транзита
Шяуляй банк объявил о прекращении с 1 сентября операций с Россией. Именно через этот банк проходили все платежи Литве за калининградский транзит. Зачем Литва продолжает накалять ситуацию?
Читать на полной версииОбновлено 29.07 в 11:18
Литовский Шяуляй банк с 1 сентября прекращает все операции с Россией. А ведь именно он принимал платежи за пользование железными дорогами во время транзита. Посол России в Литве уже назвал это вторым ударом по перевозкам в российский регион-эксклав. Литва пока никак не комментирует ситуацию. Прошлый эпизод с прекращением транзита в Калининград длился месяц и закончился только после вмешательства Еврокомиссии. Помогут ли еврочиновники снова?
Неделю назад Шяуляй банк заявил, что намерен прекратить переводы в и из России и Белоруссии с 1 сентября. Транзакции в рублях внутри и за рубеж банк прекратит уже 15 августа. В России особо никто не обратил на это внимания. Но не были учтены два фактора. Во-первых, через «Шяуляй» идет оплата за калининградский транзит. Во-вторых, это последний крупный литовский банк, который еще работал в рублях и с Россией. Банки SEB, Swedbank и Luminor, которые работают на все три страны Прибалтики и считаются общими, прекратили операции еще в период с апреля по июнь.
Объясняют они это рисками, связанные с событиями на Украине, и растущим объемом санкций. При этом прямого запрета ЕС на работу европейских банков с любыми кредитными организациями в России не было.
И, видимо, это опять самостоятельное решение Литвы и других прибалтийских властей, говорит научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО Артем Соколов:
Артем Соколов научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО «Специфика устройства Европейского союза в том, что даже такие малые государства могут так или иначе в обход договоренностей проводить свою линию, и очень часто эта линия не носит конструктивного характера. Это то, что мы сейчас видим в районе Калининграда. Когда, казалось бы, договоренности были достигнуты, но всплывают новые обстоятельства, которые делают этот транзит фактически невозможным или вносят в него серьезные трудности. Наверное, когда мы увидим некую финализацию украинского кризиса в той или иной форме, мы увидим и какую-то финализацию кризиса, который складывается вокруг Калининградской области. Я думаю, здесь эти два сюжета имеют прямую взаимосвязь».
Транзитный кризис начался 18 июня после того, как Литовские железные дороги заявили, что не будут пропускать поезда с санкционкой в Калининград. Москва не раз указывала, что запрещенные товары везутся из одного региона России в другой и это ее внутренние дела. Как отмечалось, не накалять ситуацию в кулуарах призывала и Германия. В итоге Еврокомиссия поддержала эту позицию, рекомендовала открыть железнодорожный транзит, но прописала четкое ограничение на перевозку военной техники и товаров двойного назначения. А также призвала проследить, чтобы Россия подозрительно не наращивала объем перевозок по сравнению с прошлыми годами.
При соблюдении этих правил российский транзит выглядит невинно: эти товары необходимы жителям Калининграда, и ограничивать его негуманно. Так и Шяуляй банк прописал ряд исключений. По договоренности можно проводить платежи, если они осуществляются в гуманитарных целях или для обеспечения государственных функций. Касается ли это обслуживания калининградского транзита — не уточняется.
Посол России в Вильнюсе Сергей Рябоконь направил ноту в МИД Литвы — до 1 сентября еще есть время обсудить проблему. Но практика первого запрета на транзит показала, что Вильнюс и Москва договариваться не умеют, отмечает директор Центра Европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин:
Реакции литовских властей пока нет. Как нет и комментариев от губернатора Калининградской области Антона Алиханова, который активно выступал в июне.