Теракты в московском метро подвигли США и ряд других западных стран ускорить введение новых процедур досмотра на транспорте. Как сообщает газета The Wall Street Journal, свод новых правил безопасности разрабатывался уже некоторое время, но именно события в Москве поторопили с их принятием, которое ожидается в ближайшие недели.

Идея пересмотреть ныне действующие способы выявления потенциальных террористов была выдвинута президентом США Бараком Обамой.

Новые правила отменят повторные проверки для граждан из 14 государств, входящих в «особый список»: это представители стран, которых в Вашингтоне считают спонсорами терроризма, а также некоторых мусульманских государств. Данную процедуру в Америке критиковали, причем не только правозащитники, но, прежде всего, сами спецслужбы. Эксперты пришли к выводу, что такие широкие проверки неэффективны, поскольку являются слишком массовыми. Систему повторных проверок ввели после того, как в прошлом году на Рождество была совершена попытка взорвать самолет, летевший в Детройт.

Обама предложил извлечь уроки из эмоциональной реакции на попытку теракта и выработать новые процедуры. Идея новой системы заключается в том, чтобы американские спецслужбы начали делиться своими оперативными данными о потенциальных террористах с иностранными авиакомпаниями и правительствами. На практике это будет означать, что повторные проверки будут выборочно проводиться в иностранных аэропортах по наводке американцев. При этом списки подозреваемых в терроризме, включая «стоп-листы» на посадку в самолет, никто отменять в США не намерен, но теперь в них будут включены только лица, проходящие в соответствующих ориентировках спецслужб, а не просто подозрительные пассажиры.

Предполагается, что такая более совершенная система позволит избежать ошибок, наподобие истории с сорванным терактом в день Рождества. Тогда нигериец Умар Фарук Абдулмуталлаб (Umar Farouk Abdulmutallab) беспрепятственно сел на самолет, вылетавший из Амстердама в Детройт, несмотря на то, что американские спецслужбы располагали информацией о его склонности к экстремистским акциям. О том, что Абдулмуталлаб, возможно, замышляет теракт, предупреждал американские власти его собственный отец, известный в Нигерии банкир. Из-за отсутствия должной координации между американскими и европейскими службами безопасности теракт едва не проморгали.

Во избежание повторения подобных ошибок американские спецслужбы будут делиться со своими партнерами оперативной информацией в отношении подозреваемых.

Очевидно, что и такая усовершенствованная система далека от идеала, поскольку основана на отрывочных сведениях и, как удачно выразилась газета The Wall Street Journal, «будет хороша лишь настолько, насколько будут хороши закладываемые в нее данные». Чтобы повысить шансы своевременного обнаружения потенциальной угрозы, департамент транспортной безопасности США намерен проводить тренинги для представителей иностранных спецслужб и служб безопасности аэропортов. В публикации не уточняется круг стран, на которые распространяется это партнерство.

Сегодня же администрация Белого дома обнародует список новых правил безопасности на наземном транспорте, в частности, в поездах и в метро. Эти меры разрабатывали больше года, но решились ввести в действие после трагедии в Москве.