«Миссия не была невыполнимой» — так оптимистично договоренности 27 членов Евросоюза по экономии газа прокомментировали в Варшаве. Сделка затрагивает период с августа по март следующего года: в эти месяцы страны согласились сократить потребление газа на 15%, чтобы блоку хватило топлива на зимние месяцы. В европейских столицах опасаются, что Россия частично или даже полностью прекратит поставки в Европу по техническим, санкционным или политическим причинам, поэтому Евросоюз договорился экономить.

Как указывает BBC (СМИ заблокировано на территории РФ), договоренности серьезно отличаются от изначальных предложений Еврокомиссии. На первых этапах сокращение будет добровольным, но в случае кризиса станет обязательным. Однако для целого ряда стран предусмотрены исключения. Среди прочих под них попадают государства, которые не подключены к европейским трубопроводам, такие как Ирландия и Кипр, а также экономики с высокой зависимостью от газа для выработки электроэнергии — это страны Балтии. Кроме того, при наличии высоких запасов газа любая страна может игнорировать ограничения, в первую очередь это касается Польши. Продолжает корреспондент канадской CBC News Эбби Кухатасан:

«Некоторые страны, в том числе Испания и Португалия, ранее заявляли, что не будут просить граждан ограничивать потребление газа. Эти государства менее зависимы от российского газа, чем Германия или Италия, поэтому в Мадриде и Лиссабоне не видят причин нести такие же издержки. К примеру, Польша уже заполнила свои хранилища на 95%, поэтому в Варшаве также не хотят ограничивать потребление газа. Так что ряд членов ЕС ставят логичный вопрос: почему они должны расплачиваться за то, что крупнейшая экономика блока, Германия, все это время игнорировала призывы о сокращении зависимости от российского газа? С другой стороны, в МВФ ранее дали однозначный прогноз: в случае прекращения поставок из России Германию и ряд других стран Евросоюза ждет рецессия. А рецессия в Германии — это проблема для всей Европы».

Согласовать сделку без многочисленных оговорок не удалось в первую очередь из-за сопротивления Испании, Португалии, Греции и Венгрии. В Будапеште изначальные предложения Брюсселя назвали «необоснованными, бессмысленными, нереализуемыми и вредными». Главным локомотивом соглашения стала Германия: по итогам встречи глава немецкого Минэка Роберт Хабек заявил (ссылка ведет на Deutsche Welle, которая внесена в список СМИ-иноагентов), что России не удастся «расколоть» Европу. Но одно дело — достижение политических договоренностей о добровольном сокращении потребления газа, а другое — их реализация. Комментирует старший корреспондент CNBC Брайан Салливан:

«Станут ли страны сокращать потребление газа? И если станут, то как именно? Что, построят компании в шеренгу и перекроют вентиль каждой второй? А если одной компании разрешат получать газ, а ее поставщикам и подрядчикам — нет? Производственные цепочки будут разорваны, и компания все равно прекратит работу. Так что никто пока не понимает, как именно все это будет работать. Более того, в экстренной ситуации сокращение потребления газа может стать принудительным для членов ЕС. И тут нужно понимать ключевую вещь. Нормирование энергоресурсов — это нормирование экономики. Экономика — это во многом просто превращение энергии в добавленную стоимость. Она нужна, чтобы что-то строить, что-то производить или что-то доставлять. И если ты отказываешься от 15% энергии, это не может не сказаться на экономике. Вопрос только в том, насколько болезненным будет удар».

Экстренные условия, при которых добровольное сокращение потребления станет принудительным, могут наступить раньше, чем надеются в Брюсселе. На этой неделе «Газпром» вновь сократил поставки по «Северному потоку — 1», объяснив это остановкой еще одной турбины на плановый ремонт. Теперь по трубопроводу в Европу поступает около 20% от нормального объема газа.