Все, что не убивает «Яндекс», делает его только сильнее — по крайней мере, на это указывает свежий отчет компании. Как пишет «Интерфакс», во втором квартале выручка IT-гиганта составила 118 млрд рублей — это рост на 11% к первому кварталу или на 45% к результатам того же периода прошлого года. С чистой прибылью все еще лучше: минус 8 млрд рублей в начале года и плюс 13 млрд рублей за минувший квартал. Согласно отчету, главными драйверами роста стали сегменты «Поиск и портал» и «Электронная коммерция и райдтех», то есть «Маркет», «Еда», «Драйв» и другие подобные сервисы.

БКС называет результаты «Яндекса» «позитивом для IT-рынка». Разделяют ли оптимизм другие его участники?

Основатель сервиса Mozen Олег Семибратов:

«Я бы не стал оценивать весь айтишный бизнес по одному «Яндексу», потому что в структуре доходов «Яндекса», как вы видите, есть много офлайновых составляющих. Тем не менее в сферах, связанных с e-comm, онлайн-продажами, выплатами и on-demand services, мы наблюдаем рост. В целом для нас все позитивно складывается, при этом я знаю некоторых коллег, у которых не так все радужно и вообще есть существенные проблемы. Они сейчас ищут, как переориентироваться на зарубежные рынки либо адаптировать на локальные рынки свой софт. Не так все радужно во всех отраслях, где есть IT».

Сооснователь «Битрикс 24» Сергей Рыжиков:

«Несколько месяцев мы приостанавливали набор новых сотрудников. Возобновили его совсем недавно. Достаточно осторожно смотрим на конец этого года и начало следующего. «Яндекс» — это хороший индикатор роста для компании, у которой часть больших конкурентов ушла с рынка. Является ли это общим правилом для всех? Нет, думаю, что не является. И в каждом из сегментов нужно смотреть на показатели и наблюдать, что будет происходить. Но думаю, что в течение этого года изменения будут очень большими для всех».

В связи с уверенными результатами второго квартала «Яндекс» снимает ряд ограничений на издержки, введенных в начале весны. В частности, компания возобновляет наем сотрудников — первые две тысячи вакансий уже размещены на соответствующих ресурсах, за ними последуют новые. Больше всего специалистов ищут в «Поиск», «Такси», «Доставку», «Еду», «Лавку» и «Маркет» — как раз те сегменты, которые показали заметный рост при немаленькой базе. Вопрос в том, просто ли будет найти специалистов. В конце весны в правительстве сообщили о возвращении в страну 85% уехавших айтишников, однако источник таких данных так и не был назван.

Что происходит на рынке труда российских IT-специалистов спустя полгода адаптации к новым условиям?

Ведущий игровой разработчик Сергей:

«Я знаю, что у многих, у кого шла именно заказная работа, то есть B2B, большие проблемы, потому что многим компаниям на Западе репутационно опасно заказывать российский софт. Плюс ко всему из-за того, что достаточно большое количество как раз B2B-компаний или пережили тяжелые времена, или совсем распались, на рынке кадров стало как-то веселее. Будучи человеком, которому приходится набирать команду, собеседовать c людьми на открытые позиции, могу сказать, что стало сильно больше отклика».

Программист из Санкт-Петербурга Кирилл:

«Общие впечатления следующие: в марте-апреле компании IT-рынка сильно трясло: кто-то делал пивоты, кто-то закрывался, кто-то замораживал наем. Начиная с мая все начало более или менее стабилизироваться. По вакансиям в марте-апреле заметна просадка, сейчас, по ощущениям, все вернулось на прошлогодние отметки. В верхнем эшелоне заметного роста зарплат не видно, в остальных сегментах, честно говоря, не следил».

Несмотря на вдохновляющие результаты второго квартала, «Яндекс» не готов загадывать и не дает прогноза по своим финансовым показателям за 2022 год. Как говорится в отчете, компания не может предоставить какие-либо оценки даже по краткосрочным перспективам из-за «неопределенности по будущим геополитическим событиям и макроэкономической среде».