Минфин может обязать сотрудников, работающих за рубежом на компании РФ, платить налоги в размере 30%
Сейчас источник доходов определяется по стране, где человек выполняет свои рабочие задачи, а не по месту регистрации работодателя. Новый законопроект вносит правки и существенно увеличивает налоговую нагрузку
Читать на полной версииМинфин разработал новые правила налогообложения налоговых нерезидентов. Они напрямую коснутся тех, кто уехал из страны, но продолжает удаленно работать на российские компании.
Представим себе сотрудника российской компании, который в конце зимы — начале весны переехал за рубеж. Но при этом он продолжает работать в российской компании на удаленке и получает зарплату. Достаточно скоро такой человек, если не вернется, перестанет быть налоговым резидентом России, так как проведет за пределами нашей страны больше 183 дней. И даже если он продолжает работать на российскую компанию, то считается, что он получает деньги не от источника в России, потому что рабочее место в другом государстве.
В России НДФЛ можно не платить. Но сейчас Минфин предлагает следующее: если отечественные компании выплачивают вознаграждение сотрудникам, находящимся за рубежом, то эти выплаты будут все-таки считаться доходом от источника в России и облагаться по ставке в 30%. Плюс к этому такой работник будет платить налог за рубежом по местной ставке.
Вполне возможно, что общая сумма налога составит 50-60%, а не 13%, как было до этого. Комментирует директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:
— Там, где вы большую часть дней живете, — в России, в Америке, в Португалии, в Китае, хоть где, — там вы должны налог платить. Поэтому то, что с вас в России удержали, там никому не интересно. Все хотят получать налоги с доходов, полученных в этой стране.
— Платит же российская компания.
— Это неважно. Вот мы видим, сотруднику, чтобы он на руки получил рубль, 30 копеек тут удержат и 30 копеек — там. Еще и соцналоги могут быть. Это достаточно большие деньги.
Самого документа еще нет, есть лишь краткое сообщение Минфина. И пока не очень понятно, как эта инициатива будет взаимодействовать с соглашениями об избежании двойного налогообложения. Они у России заключены более чем с 80 странами, то есть с основными государствами планеты, в том числе и с теми, где сейчас живут уехавшие. Это и позволяет платить налоги только в одной стране, а не сразу в двух.
Другой момент. Есть категория уехавших, которые не останавливаются в одном месте: сегодня они в одной стране, завтра — в иной, но трудиться продолжают на российского работодателя. Видимо, им точно придется платить 30% налога в России. Хотя работодатель может сделать вид, что он не знает о путешествиях своего удаленщика. Продолжает партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин:
Дмитрий Костальгин партнер компании Taxadvisor «Наиболее сложная ситуация будет для сотрудников, которые, как модно их сейчас называть, являются цифровыми кочевниками. То есть они здесь пожили, там пожили, еще где-то пожили, формально он не получил статус резидентства ни в одном из государств. Но в данном случае проблема для них как раз будет в том, что, получается, российская организация в таком случае вынуждена будет 30% удерживать. Либо будет просто делать вид, что он в России, удерживать 13%, и бюджет будет свои 13% получать. А сотни тысяч людей проверять по отметкам паспортов — это достаточно проблематично».
Впрочем, если налоговая действительно захочет узнать, где большую часть времени находился сотрудник, она это сделает. Все данные о пересечении границы есть в базах. Но, возможно, это будет даже не ради пополнения казны, а из принципа. Точно так же ФНС может отдельно «обрадовать» нерезидента, если он продаст свою недвижимость в России.
Тут тоже есть нюансы. Если кто-то в России владел квартирой меньше трех лет (в случае, если это единственное жилье) и меньше пяти лет (в случае, если жилье не единственное), а потом его продал — нужно заплатить налог. Не со всей стоимости, а с разницы между покупкой и продажей. Но если налоговые резиденты платят 13%, то нерезиденты — все те же 30%.
Пример приводит руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting Екатерина Болдинова:
Екатерина Болдинова руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting «Грубо говоря, если наша Анна Ивановна релоцировалась, предположим, в Армению, решила продать квартиру, которой она владеет пять лет, она не заплатит НДФЛ независимо от того, что резидентом она быть перестала. Если лицо у нас все-таки нерезидент и оно владело недвижимостью менее трех лет, если это единственное жилье, а также не менее пяти лет, если это не единственное жилье, то налог придется уплатить, причем по нерезидентской ставке — 30%».
Как можно предположить, далеко не все, кто в начале года спешно уезжал из России, думали об особенностях уплаты налогов — что здесь, что там. А там НДФЛ обычно выше, чем у нас. К примеру, в популярной у уехавших Грузии — 20%, в Армении — 23%. А где-то, в отличие от России, есть и прогрессивная шкала.
Наконец, есть еще один момент. К примеру, сотрудник первые три месяца 2022 года проработал в России и платил 13%. Потом уволился, уехал и по итогам года стал налоговым резидентом другой страны. И, по словам юристов, нужно будет доплатить в российский бюджет еще 17% за каждый из первых трех месяцев. Из своего, разумеется, кармана.