Представители рынка фитнес-индустрии прогнозируют резкое падение спроса на свои услуги
Причина негативных прогнозов — изменение потребительского поведения клиентов фитнес-клубов из-за падения доходов. Устоит ли индустрия? Если да, то как она изменится?
Читать на полной версииОборот рынка фитнес-клубов в целом к концу года будет отставать от допандемийных показателей на 13%, прогнозирует «Национальное фитнес-сообщество» (НФС).
Причины — резкое изменение потребительского поведения клиентов с конца февраля. Они в открытую говорят об экономии и отказываются от годовых клубных карт в пользу краткосрочных. Клубам приходится выкручиваться, предлагать скидки, создавать более гибкие условия, чтобы сохранять текущие финансовые показатели и качество услуг.
Индустрия едва начала выходить на уровень доходов 2019 года, как опять кризис, говорит президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети World Gym Ольга Киселева.
Ольга Киселева президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети World Gym «Мы работаем относительно показателей 2019 года практически плюс 1-2%. Я не могу сказать, что в настоящий момент ситуация в отрасли ухудшилась. Но мы понимаем, видим и слышим по нашим клиентам, что ситуация усугубляется, потому что часть клиентов все равно не продлевает клубное членство, часть потеряла работу, у части снизился доход. Мы предполагаем, что сентябрь–октябрь, начало осени, будут знаковыми месяцами для фитнес-индустрии — выбрал ли нас наш потребитель в своей потребительской корзине, то есть остался ли он с фитнесом или он переориентировал свой бюджет на какие-то другие, более необходимые нужды, потому что бюджет уменьшается. Потребительское поведение как раз поменялось категорически. Люди перестали планировать вдолгую, а клубная система фитнес-индустрии была построена на годовых и полугодовых картах, на длинном членстве. И сейчас, конечно, вся индустрия адаптируется, предлагая варианты коротких карт».
Клубная карта предполагает пакет бесплатных занятий. Но клиенты хотят платить только за те, которые они посещают, говорит Ольга Киселева. Система «все включено» постепенно теряет свою привлекательность. Дополнительные услуги — индивидуальные тренировки, массаж, групповые занятия — теряют своих потребителей. Пример обозревателя Business FM Веры Сапрыкиной это подтверждает:
Вера Сапрыкина обозреватель Business FM «Насчет дополнительных услуг покупки тренера, насколько я знаю, спрос упал. Я отказалась от персонального тренера еще в прошлом году, но мы с ним, когда встречаемся редко в зале, он меня спрашивает, не хочу ли я вернуться. Я говорю, что денег сейчас нет, не та ситуация. Он говорит: «У всех сейчас такая ерунда. Я даже придумал формат, когда за меньшую цену, например, десять занятий около 20 тысяч раньше стоили, а я за 7 тысяч могу прописать диету, и раз в неделю мы с клиентом списываемся, я даю упражнения на самостоятельные занятия в зале и проверяю результат». Такой формат для тех, кто не может позволить себе персонального тренера. Я, например, заменила себе его бесплатными групповыми, и там очень много людей. Посреди рабочего дня зала иногда на всех не хватает».
В редакции Business FM несколько человек так или иначе сократили свои траты на фитнес. Кто-то сменил фитнес-клуб на более бюджетный, кто-то отказался от индивидуальных услуг тренера в пользу групповых занятий, кто-то занимается онлайн.
Но есть еще одна проблема, которая толкает спрос вниз — часть клиентов на фоне спецоперации переместились за рубеж, а новых привлекать все сложнее, отмечает фитнес-директор сети клубов Crocus Fitness Виталий Вознюк.
Виталий Вознюк фитнес-директор сети клубов Crocus Fitness «Снижение мы чувствуем. Пришлось делать определенные шаги по оптимизации, поэтому в принципе по прибыли особого сейчас упадка мы не чувствуем. Но становится все сложнее и сложнее, потому что чувствуется, что доходы населения упали и некоторые клиенты, которые у нас оставляли много денег, поуезжали, и пришлось переориентироваться и находить других. Усилий сейчас прикладывается больше и, соответственно, времени на это тратится больше, всевозможных затрат на маркетинг больше, потому что необходимо новое привлечение людей. Большинство старых немного переориентировались. Есть определенное снижение спроса, те, кто занимались три раза в неделю — занимаются два, те, кто занимались два — занимаются один».
В индустрии за два года пандемии резко уменьшилась конкуренция. Количество фитнес-клубов в России сократилось на 40%. Это сейчас помогает устоять игрокам, которые остались на рынке — клиенты закрытых клубов перешли на их площадки.