Пересмотр демократического наследия «арабской весны»
В Тунисе проходит референдум по принятию новой конституции. Предложенные поправки отменяют многие изменения, внесенные в основной закон после массовых протестов 2011-го. Как референдум изменит страну, с которой началась «арабская весна»?
Читать на полной версииПосле «арабской весны» Тунис стал республикой с сильной ролью парламента. Предложенный же вариант конституции возвращает страну к той форме, когда президент имел практически неограниченную власть. То есть, согласно поправкам, нынешний президент Каис Саид, а не депутаты будет формировать кабмин, назначать судей, представлять проекты законов и так далее. В новой редакции основного закона не будет даже пункта о возможности объявить ему импичмент. При этом глава государства уже ровно год правит практически единолично.
Так, 25 июля прошлого года президент Саид отправил в отставку правительство и приостановил деятельность парламента. Этому предшествовали многотысячные протесты недовольных антиковидными мерами и проблемами в экономике. Тогда Саид и решил отменить действие конституции, принятой после «арабской весны». Саид, бывший профессор права, ранее выступал за децентрализацию власти. А сейчас намерен забрать ее целиком.
Однако едва ли это приведет к новой революции, считает кандидат экономических наук, бывший торговый представитель России в Тунисе Иван Кофанов.
Иван Кофанов кандидат экономических наук, бывший торговый представитель России в Тунисе «Этого сценария они боятся уже с 2011 года. Социально-экономическая ситуация в Тунисе была усугублена тем, что после 2008 года был мировой финансово-экономический кризис и резко выросли цены на сырьевые товары и продовольствие. А сегодня ситуация в этом смысле повторяется. Тунис зависит от завоза из России и Украины, Тунис зависит от импорта энергоносителей, опять-таки из России и ряда соседей — Алжира, Ливии. Такие события могут произойти, но кажется, что сейчас народ устал от революций, он видит, что революции мало что приносят. Пока сомнительно, если только совсем не ухудшится ситуация с хлебом и энергоносителями».
Один из лидеров протеста, глава партии «Ан-Нахда» Рашид Ганнуши, заявлял, что действия президента противоречат конституции. Саид ссылался (ссылка ведет на BBC, ресур, заблокированный в РФ) на 80-ю статью прежней Конституции Туниса, которая позволяет президенту принимать экстраординарные меры в случае ЧС. Но в чем заключается чрезвычайная ситуация, президент не уточнил. Понять, кто прав, невозможно — за десять лет в стране так и не сформирован Конституционный суд.
Туризму протесты оппозиции не мешают: этим летом власти сняли ряд ковидных ограничений, а в начале года упростили въезд для привитых. Но российские туристы в Тунис все равно не едут, говорит основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов.
Дмитрий Арутюнов основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» «У нас нет пока прямого сообщения, рейс пересадочный. Представьте себе, что вам, чтобы долететь до Туниса, надо сначала долететь до Стамбула, а потом уже лететь туда. Встает логичный вопрос: почему не отдохнуть в самой Турции, если я в нее прилетел? Я думаю, что в июле-августе такой вопрос вряд ли получит положительный ответ и простимулирует граждан лететь дальше и дороже. Где-нибудь в сентябре-октябре этому будет объяснение, что там мягче климат, мягче погода. Если новое руководство Туниса поддержит линию на увеличение турпотока из России в Тунис и не будет втягиваться в какую-то политическую историю, Тунис сможет стать еще одним интересным направлением отдыха для россиян».
То, что обстановка в Тунисе вряд ли изменится после референдума, отмечает и Reuters. Как пишет агентство, оппозиция не смогла договориться и выступить единым фронтом. Оттого и протесты много народу не собирают. В пятницу, например, чтобы разогнать митинг, полицейским хватило всего одного перцового балончика. Политическую апатию, согласно опросам того же Reuters, можно объяснить тем, что тунисцев сегодня больше волнуют не поправки, а то, сколько завтра будет стоить лепешка.