Ozon еще больше года назад ради лицензии купил себе банк. Это была дочерняя организация Совкомбанка Оней банк, который, как и можно было ожидать, переименовали в Ozon банк. Сумма сделки составила 615 млн рублей. Но в этом году против Совкомбанка ввели санкции, а заодно и против Ozon банка, хотя он «Совкому» уже и не принадлежал. И Ozon создал новый банк с нуля с уставным капиталом в 3,6 млрд рублей.

Маркетплейс уже предлагал клиентам брендированные карты, но они выпускались в рамках партнерского проекта. А теперь начал самостоятельно выпускать дебетовые карты. И опередил в этом «Яндекс» и Wildberries, у которых тоже есть собственные банки. Продолжает старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко:

Анна Стогниенко старший проектный лидер Frank RG «Ozon давно выпускает карту, она была просто не собственная, она была выпущена другим банком-эмитентом, а не Ozon. В какой-то момент, когда он уже освоил все механики управления этими картами, решил, что может сделать это сам. Почему это не сделали Wildberries и «Яндекс», я могу только предполагать. Ozon — меньше, меньшим объемом бизнеса чуть проще управлять, его хочется быстрее развивать».

Ozon начал выпуск полноценных карт «Мир», которыми можно будет расплачиваться не только на маркетплейсе, с очень привлекательными условиями для клиентов. При покупках на Ozon — скидки до 30%, а в других местах — кешбэк до 10%. Условия по нынешним временам не просто хорошие, а очень хорошие. Но, конечно, можно предположить, что так будет не всегда. В любом случае бизнес-стратегия может стать успешной. С одной стороны, когда к счету постоянного клиента привязана карта, по которой он может еще и получить скидку, ему становится проще и выгоднее покупать. А Ozon может получить дополнительную прибыль уже от чисто банковской деятельности. Мнение генерального директора оператора дата-центров Oxygen Павла Кулакова:

Павел Кулаков генеральный директор оператора дата-центров Oxygen «Банковский бизнес — это инструмент для роста продаж, для более эффективной конверсии. С другой стороны, это и организация управления банковской деятельностью с готовой клиентской базой, которая может исчисляться в будущем десятками миллионов человек. И уже в какой-то момент, возможно, банковская деятельность, как в случае с Тинькофф банком, станет драйвером в совсем других направлениях — предоставлении и оказании digital-услуг».

Стоит отметить еще несколько моментов. ЦБ последние восемь лет очень неохотно выдавал банковские лицензии, гораздо охотнее он их отбирал. И поэтому было предпочтительнее покупать небольшой банк с лицензией и перестраивать его. Хотя всегда был риск найти в этом банке «скелет в шкафу». Банк Ozon — тот самый, который он создал с нуля, — стал первым за три года в России новым банком. И произошло это совсем недавно: ЦБ выдал ему лицензию в марте.

А недавно Владимир Путин, призывая активнее вкладывать деньги в быстроразвивающиеся компании, наравне с «Яндексом» упомянул Ozon. И отдельно отметил, что у него хоть и нет прибыли, но зато есть большие перспективы. Можно также вспомнить, что еще недавно много говорили: в будущем банки будут становиться экосистемами. А теперь интернет-компания основала полноценный банк, который может в будущем приносить прибыль.