Речи о том, что с тех или иных российских бизнесменов скоро снимут санкции, пока не идет. Лишь сообщается: юридическая служба Евросоюза пришла к выводу, что ограничения против некоторых россиян были слабо обоснованы и данных для этих мер было недостаточно. По данным Bloomberg, около 30 граждан обратились в суд, требуя вывести их из черных списков. А еще десять человек обратились с аналогичным требованием напрямую в Брюссель.

Персональные санкции Запад вводил с большой скоростью сразу против десятков человек. И обоснования действительно выглядели слабыми, замечает приглашенный профессор университета Вестминстер Дмитрий Гололобов:

Дмитрий Гололобов приглашенный профессор университета Вестминстер «Все-таки введение санкций должно быть обоснованным. Например, он ходил на встречи к Путину, он пользуется госпреференциями, он владеет какой-то компанией, которая производит оружие, условно. Но в ЕС санкции вводили целыми волнами для кучи народа, и, естественно, против определенных людей они были мотивированы очень слабо. И непонятно, какие там люди и почему они были включены».

Приводится три фамилии бизнесменов, которые пытаются оспорить санкции. Это Андрей Мельниченко, Алишер Усманов и Алексей Мордашов. По поводу основателя производителя удобрений «Еврохим» Мельниченко юристы пришли к мысли, что его характеристика в обосновании санкций была ошибочной. А там писалось о тесной связи бизнесмена с российским руководством. Но неизвестно, почему к такому выводу пришел Евросоюз, как и то, почему у юристов сложилось иное мнение. Разве что можно предположить, что российские удобрения, несмотря на санкции, остаются востребованными. И покупать их, как отдельно говорили в ЕС, не запрещено. Что касается владельца «Северстали» Мордашова, то Евросоюз официально упоминал его связь с «Национальной медиа группой», куда входит несколько федеральных телеканалов. Но после этого источники нескольких СМИ сообщали, что бизнесмен вышел из капитала НМГ и этот процесс был запущен еще до начала спецоперации на Украине.

Впрочем, дело не только в каких-то конкретных фактах. Раз нет четких обоснований для введения санкций, то точно так же нет и четких обоснований для их отмены. Продолжает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:

Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Отсутствуют какие-либо системы вынесения решений об обоснованности включения в санкционные списки. Все те основания, которые приводились как в прессе, так и заявлялись органами административной или исполнительной власти, носят достаточно субъективный характер. И поэтому судебные решения не изобилуют основаниями, которые позволяют исключить то или иное лицо».

То, что юристы признали слабыми доводы Евросоюза, совсем не означает, что к этому прислушаются США и Великобритания, которые тоже ввели множество персональных санкций. А сами суды по искам российских бизнесменов могут занять годы. По словам юристов, бизнесменам эти процессы могут обойтись в сотни тысяч евро. И их еще надо где-то найти, ведь активы в Европе, в том числе счета, заморожены. А в это время в новый, седьмой по счету пакет санкций, могут попасть еще 50 российских физических и юридических лиц.