«Блокада» Калининграда отменяется?
Еврокомиссия выпустила разъяснения по правилам калининградского транзита. Санкционные товары автотранспортом пропускать не будут, по железной дороге можно, но при контроле со стороны Литвы. Военная техника и товары двойного назначения также к транзиту не допускаются. Какие еще подводные камни есть в действующих запретах?
Читать на полной версииЕврокомиссия разъяснила правила транзита в Калининградскую область. Согласно документу, возить санкционные товары в регион-эксклав по автодорогам нельзя даже транзитом. Железной дорогой — можно, но Литва должна контролировать, чтобы товары по пути не выгружались. Решения транзитного вопроса в Калининградской области ждали почти месяц. Но всех ли устроят условия ЕС?
Согласно разъяснениям Еврокомиссии, поставки военной техники и товаров двойного назначения в Калининград через территорию Литвы запрещены полностью. Ни по железным, ни по автодорогам. Если с оружием все понятно, то под товары двойного назначения попадают и разного рода электроника, и химикаты, и полимеры, и много чего еще. Это все придется возить на паромах.
Фурами нельзя возить транзитом и товары, попавшие под санкции ЕС. Это стройматериалы, дерево, металл, цемент, икра, алкоголь и другие. Несанкционные — можно.
А вот по железным дорогам разрешается возить любую гражданскую продукцию. Но, как сказано в документе «страны — члены ЕС сохраняют за собой право осуществлять контроль за тем, чтобы санкционные грузы не следовали далее на территорию Евросоюза». То есть «пускайте российские поезда, но следите, чтобы они ничего по дороге не выгружали».
«Литовские железные дороги» объявили о намерении запретить транзит санкционционной продукции еще 18 июня. На часть товаров ограничения ввели сразу, а например, цемент перестали пускать только 10 июля. Запрет на транзит нефти и нефтепродуктов ввести не успели.
Но в этот перечень попало до половины всего грузопотока, который следовал по железным дорогам из основной части России в Калининград. Власти региона били тревогу и уже рассчитывали на субсидии для покупки новых паромов, чтобы перестроить логистику на Балтийское море.
Но можно ли сейчас говорить, что опасность миновала? Вряд ли, говорит адвокат московской областной палаты адвокатов Алхас Абгаджава:
Алхас Абгаджава адвокат московской областной палаты адвокатов «Товары двойного назначения это очень оценочная категория: стройматериалы могут быть товарами двойного назначения? Почему нет, если из стройматериалов могут строиться какие-то укрепрайоны и так далее. Электроника безусловно может быть товаром двойного назначения. Есть и второй аспект, вот если даже очень четко, прямо по букве соблюдать все ограничения, ничего не нарушать, возникает вторая проблема. Для того, чтобы выяснять, есть ли в грузах что-то запрещенное, санкционное или двойного назначения и так далее, это надо досматривать. Досмотр — это катастрофа! Задерживается одна машина — встают все следующие, задерживаются две машины — встают в два раза больше. По железнодорожным меньше ограничений, но опять же у нас на железнодорожные точно также распространяется запрет на продукцию двойного назначения, и если вы останавливаете состав на досмотр, что это? Это пробка. Поэтому если на практике будет желание просто тормозить, показывать в данном случае России кулак, то это можно делать при любых правилах».
Литовцы получили первый проект разъяснений еще две недели назад, но, как заявила премьер прибалтийской республики Игрида Шимоните, документ Еврокомиссии тогда создал дополнительную путаницу. И Вильнюс вместе со своими уточнениями вернул его в Брюссель. В этот раз МИД Литвы отметил, что положительно оценивает новые рекомендации.
А вот реакция Москвы смешанная: представитель МИД Захарова назвала разъяснения проявлением здравомыслия ЕС, но отметила, что вопросы еще остались. По факту ЕС не только не смягчил ограничения, но и уступил Литве, считает президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:
Что показывает практика? Пробки из фур на границе Белоруссии и Литвы, где традиционно проходит российский транзит, стояли еще в ноябре, до всяких санкций.
И сейчас, уже после разъяснений, в восемь вечера среды на КПП «Кривой Лог» в очереди стояло больше 450 грузовых автомобилей.
Власти Калининградской области намерены добиваться полного снятия ограничений на транзит через Литву в регион, заявил губернатор Антон Алиханов. По его словам, сегодняшнее решение является только первым шагом.