Еврокомиссия разрешила железнодорожный транзит в Калининград, но при особом контроле
При этом транзит запрещенных товаров по автодорогам, организованный российскими операторами, не разрешается. Из запрета исключается железнодорожный транспорт, а страны — члены ЕС берут обязательство проводить необходимый контроль товаров и следить за невозможностью обхода санкций. В России заявили, что пока будут изучать представленный ЕК документ
Читать на полной версииОбновлено в 21:26
Железнодорожный транзит в Калининград разрешен, но объем и состав транзита будут контролироваться. Еврокомиссия дала разъяснения по сложившейся ситуации с перевозкой товаров через Литву. Полностью запрещается транзит подпадающих под санкции товаров и технологий военного и двойного назначения. Российским компаниям по-прежнему нельзя перевозить товары автомобильным транспортом по территории ЕС, в том числе транзитом.
Этот запрет не распространяется на железнодорожные перевозки. Но страны — члены ЕС сохраняют за собой право осуществлять контроль за тем, чтобы санкционные грузы не следовали далее на территорию Евросоюза.
Кроме того, государства — члены союза несут юридическое обязательство предотвращать все возможные формы обхода санкций. Для этого нужно отслеживать объем транзита и проверять, остается ли он в пределах средних значений за последние три года. В Еврокомиссии считают, «необычные скачки» в статистике могут говорить о попытках обхода санкций.
Впечатление, что Еврокомиссия потребовала от Литвы смягчить требования к транзиту — обманчиво.
Все может испортить пункт о полном запрете перевозок в Калининград товаров двойного назначения — то есть той продукции, которая может использоваться не только в гражданских целях, но и для создания оружия и обеспечения армии. Тут Литва имеет полное право придраться, уверен адвокат московской областной палаты адвокатов Алхас Абгаджава:
— Товары двойного назначения, мы же прекрасно понимаем, это очень оценочная категория, а стройматериалы могут быть товарами двойного назначения, почему нет, если из стройматериалов могут строиться какие-то укрепрайоны и так далее. Электроника, безусловно, может быть товаром двойного назначения. Бытовая химия, ну не знаю, из бытовой химии при желании тоже можно соорудить что-то достаточно опасное в военном смысле. Но под товары двойного назначения можно подогнать, начиная от текстиля, из которого шьется обмундирование, до продовольственных товаров, которые могут использоваться как в гражданском обороте, так и при ведении боевых действий. Есть и второй аспект, вот если даже очень четко, прямо по букве соблюдать все ограничения, ничего не нарушать и даже если Литва при этом не будет ни к чему придираться, возникает вторая проблема — это администрирование. Для того, чтобы выяснять, есть ли в грузах что-то запрещенное, санкционное или двойного назначения и так далее, это надо досматривать. Досмотр — это катастрофа, потому что если везется товар с большим ассортиментом, с большой номенклатурой, с кучей разных товарных кодов и так далее, задерживается одна машина — встают все следующие, задерживаются две машины — встают в два раза больше, и так в геометрической прогрессии. Поэтому если на практике будет желание просто тормозить, что называется, и показывать в данном случае России кулак, то это можно делать при любых правилах, и самое, что в данном случае трагичное, что имеют полное право, потому что страна, через которую везется груз транзитом, диктует свои условия.
— Но очевидно несанкционные товары, они автоперевозками, грузовыми машинами разрешены, здесь хотя бы не должно возникнуть каких-то противоречий?
— С точки зрения нормативных документов, которые появились и которые мы сейчас можем смотреть, нет, но на практике никто не может гарантировать, что не возникнет проблем. Я бы, если бы со мной консультировались, вот что туда везти, я бы сказал, если можете сейчас туда не ездить, лучше не ездить, потому что бизнес встанет, риски высокие.
— По поводу железнодорожных перевозок у вас такое же ощущение или здесь предсказуемости побольше все-таки?
— По железнодорожным меньше ограничений, сказали, но опять же у нас на железнодорожные точно также распространяется запрет на продукцию двойного назначения, санкционную, и если вы останавливаете состав на досмотр, что это? Это пробка, это же тоже понятно.
Литва прекратила пропускать через свою территорию в Калининградскую область транзитные составы с товарами, попавшими под санкции ЕС. МИД Литвы заявил, что мера принята после консультаций с Еврокомиссией. Москва назвала ограничение транзита незаконным и обещала ответить на этот запрет не дипломатически, а практически.
Под санкции попало до половины всего грузопотока, который следовал по железным дорогам из основной части России в Калининград. В обход Литвы товары начали возить паромы по Балтийскому морю.
О том, как сейчас обстоят дела с поставками в регион-анклав, рассказывает корреспондент интернет портала «Новый Калининград» Екатерина Медведева:
— По крайней мере, литовские железные дороги запретили возить такие вещи, как там, не знаю, строительные какие-то материалы, то есть несрочные какие-то товары, поэтому в принципе пока еще особого дефицита в Калининградской области никто не ощутил. Естественно, что если говорить о металлах и стройматериалах, то кому-то пришлось ждать гораздо дольше той же самой поставки либо закупать дороже, естественно, что склады опустели. Но я не слышала никакой истории, чтобы жестко встало строительство или что у нас в «Леруа Мерлен» голые полки вдруг оказались. В основном все переживали за цемент, но цемент же у нас не сразу запретили ввозить, только с 10-го числа, и плюс ко всему у нас был на складах он, и все быстро, кому требовалось, срочно побежали и впрок его закупили.
— Пока действует запрет на автоперевозки российскими компаниями, мы понимаем, что много чего было переведено на железные дороги, понятно. А такие категории как алкоголь, икра, если не из продуктов — мебель, что с ними было?
— Рыба дорожала, естественно, икра — не знаю, не покупала, но предполагаю, что и она тоже сильно подорожала, потому что пришлось переориентировать доставку сюда не автомобилями, и естественно, что наши власти постоянно заявляют о том, что для того, чтобы наладить бесперебойную поставку всех этих санкционных товаров, конечно, нам нужно очень много новых судов, плюс ко всему еще и субсидирование должно быть, потому что и так-то товары все подорожали, а когда ты доставляешь их гораздо дороже и дольше, ну это ощутимо в итоге для всех жителей.
— А алкоголь, как отдельная, назовем ее так, стратегическая категория?
— Буквально на днях я разговаривала с продавцом в магазине, где продают вина, и девушка рассказывала, что довольно долго доставляют товары, вполне возможно, каких-то позиций и нет вообще, но она сказала, что буквально на днях привезли, свежее поступление испанских вин.
Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что ведомство изучит разъяснения Еврокомиссии и предоставит подробную информацию. В администрации Калининградской области также отметили, что прежде чем делать выводы, изучит формулировки документа.