Басманный суд Москвы заключил под стражу муниципального депутата Красносельского района столицы Илью Яшина. Он обвиняется в распространении заведомо ложной информации о вооруженных силах РФ (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Поводом стали высказывания оппозиционера о событиях в украинском городе Буча, прозвучавшие в прямом эфире 7 апреля на его YouTube-канале. Политику грозит до десяти лет колонии.

Ходатайство следствия об аресте поступило в суд еще в половине первого дня. Однако рассматривать его судья Наталия Дударь начала только в пять часов вечера. Поддержать мундепа к суду приехали около 150 сочувствующих, среди которых была бывший редактор Первого канала Марина Овсянникова и ряд гражданских активистов. Предвидя нашествие сочувствующих, стражи порядка решили перестраховаться и пригнали к зданию суда два полицейских автобуса, куда в ожидании процесса отправили несколько человек. Толпу смог немного разогнать лишь хлынувший дождь.

Пока ждали начала слушания, адвокаты рассказали Business FM, что время в изоляторе временного содержания Яшин коротал в компании бывшего замглавы МЧС Андрея Гуровича. Последнего обвинили в превышении полномочий при строительстве ковидного госпиталя. Интересно, что вопрос о его аресте рассмотрела та же судья. Но заседание по делу Гуровича началось уже после процесса над Яшиным.

Зал суда Наталии Дударь вместил лишь двух десятков пишущих журналистов. На слушание также пустили родителей Яшина, а вот невесте оппозиционера пришлось остаться снаружи, так как по закону она не относится к близким родственникам.

Сам мундеп старался сохранять присутствие духа и улыбался, здороваясь со знакомыми приставами. Когда его спросили о месте работы, он представился индивидуальным предпринимателем.

«Охраняемая законом тайна»

Почти сразу же представитель Следственного комитета России попросил закрыть процесс. Свое ходатайство он мотивировал тем, что расследование дела находится на первоначальном этапе. «При проведении открытого заседания могут быть разглашены сведения, имеющие значение для дела, — сказал он. — Пока не все свидетели установлены. Открытое заседание может повлечь утрату доказательств, которое выразится в изменении свидетелями показаний».

Прокурор счел ходатайство следователя мотивированным. В свою очередь, Илья Яшин и трое его защитников просили его отклонить.

Так, адвокаты указали, что статья 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ («гласность») предусматривает четкий перечень оснований для проведения заседания в закрытом режиме. Слушать дело при закрытых дверях можно если рассматривается дело в отношении несовершеннолетнего, а также если в нем речь идет о преступлениях против половой неприкосновенности или затрагивается государственная и иная охраняемая законом тайна.

Сам Яшин назвал свое преследование «политически мотивированным с первой до последней страницы». Он отметил, что все дело «уже расследовали». «Там ролик на YouTube, который отсмотрели вдоль и поперек», — сказал обвиняемый.

Судья закрыла процесс с целью «сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны».

Уголовное дело против мундепа СКР возбудил накануне, 12 июля. Поводом стали высказывания Яшина 7 апреля в прямом эфире на своем YouTube-канале, когда политик говорил о событиях в городе Буча. Яшину вменили пункт «д» части 2-й статьи. 207.3 УК РФ («публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил России по мотивам политической, идеологической ненависти»). Она предусматривает от штрафа в размере от трех до пяти миллионов рублей до реального заключения на срок от пяти до десяти лет.

Дело завели за несколько часов до окончания 15 суток ареста, назначенных Яшину за неповиновение полиции. По той же схеме в апреле этого года был задержан, а затем отправлен в СИЗО публицист и общественный деятель Владимир Кара-Мурза (признан физлицом-иноагентом). Он также вначале получил 15 суток ареста за аналогичное правонарушение (которое, как и Яшин, считает сфабрикованным), и, не выходя из спецприемника, перешел в разряд обвиняемых по уголовному делу. Оно также возбуждено по статье о фейках о действиях российской армии по пункту «д» ч. 2 ст. 207. 3 УК РФ.

Преступление, посягающее на отношения в сфере общественной безопасности

Уже менее чем через час журналистов позвали на оглашение решения. В зал набилось так много людей, что скоро стало нечем дышать.

Из оглашенного судьей решения стало понятно, чем СК мотивировал заключение оппозиционера под стражу. Так, по словам судьи, следователь апеллировал к тому, что Яшин обвиняется в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено лишение свободы на срок свыше трех лет. «Яшин совершил преступление, посягающее на отношения в сфере общественной безопасности, — зачитала Дударь доводы следователя, — Он публично распространил заведомо ложные сведения о деятельности Вооруженных сил РФ, чем причинил существенный ущерб публичным интересам Российской Федерации, злонамеренно способствуя нарастанию социально-политической напряженности в условиях проведения специальной военной операции по поддержанию международного мира и безопасности».

Следователь также заявил, что Яшин имеет связи за рубежом, используя которые, он может скрыться от следствия и суда. «Яшин неоднократно привлекался к административной ответственности, поэтому имеются основания полагать, что оставаясь на свободе, он может продолжить заниматься преступной деятельностью», — таким был еще один аргумент представителя СКР. Он указал, что в настоящее время расследование дела находится на первоначальной стадии, а следствие проверяет причастность Яшина «к совершению иных преступлений», а потому оставлять на свободе его нельзя. В противном случае он может воспрепятствовать расследованию, уничтожив доказательства. Следователь просил заключить Яшина под стражу на два месяца.

Ходатайство об аресте поддержал прокурор. В свою очередь, трое защитников фигуранта Вадим Прохоров, Мария Эйсмонт и Михаил Бирюков назвали все вышеназванные доводы голословными.

Они призывали суд ходатайство СК отклонить, а, если тот на это не пойдет, избрать Яшину меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, либо домашний арест в квартире его родителей.

Также защита представила за политика поручительства десяти человек. Гарантировать явку оппозиционера к следователю и в суд, в частности, готовы были лидер группы ДДТ Юрий Шевчук, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, двое депутатов Мосгордумы, а также ряд муниципальных депутатов.

Но судья предпочла согласиться с аргументами следствия, сочтя их «обоснованными и мотивированными», и санкционировала арест оппозиционера до 12 сентября. Задержанный к таком исходу был готов.

Новая статья УК РФ и Конституция России

По закону решение об аресте может быть обжаловано в течение трех дней. Защитники уже заявили, что намерены подать в Мосгорсуд апелляцию.

Адвокаты также прокомментировали закрытие заседания по вопросу избрания меры пресечения. Они полагают, что суд нарушил принцип гласности судопроизводства. По мнению адвоката Вадима Прохорова, объявил слушание закрытым, чтобы Яшин не «использовал суд как трибуну».

Он отметил, что его подзащитный является российским политиком и не собирался никуда уезжать. «Он известен тем, что его не выпрешь за границу и не очень любит куда-то выезжать», — сказал Прохоров.

В свою очередь, Мария Эйсмот заявила, что вмененная ее подзащитному статья УК противоречит сразу нескольким статьям Конституции России. В частности, статье 29, гарантирующей право на свободу выражения слова и статье 13, в которой признается идеологическое многообразие в РФ.

Она также прокомментировала вмененную ее подзащитному статью. Так, по словам Эйсмонт, чтобы вменить человеку статью 207.3 УК РФ, необходимо доказать наличие у него умысла, а именно то, что человек знал — он распространяет заведомо ложную информацию. «Однако по тем делам, которые попадают в публичное пространство, можно сказать, что люди, распространявшие информацию, были совершенно убеждены, что они говорят правду. И это значит, что никого из них не должны были привлечь по этой новой статье», — высказала мнение защитница.

Ранее, в конце мая, Тушинский суд Москвы оштрафовал Илью Яшина на 90 тысяч рублей за дискредитацию Вооруженных сил РФ по трем протоколам по административной статье о дискредитации российских вооруженных сил (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП). Мосгорсуд 13 июля рассмотрит апелляции на эти штрафы.

Яшин также проходил свидетелем по делу депутата Красносельского района Алексея Горинова. Он стал первым осужденным по статье о распространении заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил России. Мещанский суд Москвы 8 июля приговорил Горинова к семи годам лишения свободы в колонии общего режима. Защита обжаловала его приговор.