Высокие цены на бензин погнали Байдена на Ближний Восток. Комментарий Георгия Бовта
Президент США совершает визит в этот регион спустя полтора года после вступления в должность главы государства. Сможет ли он достичь поставленных целей, учитывая его непростые отношения с некоторыми лидерами?
Читать на полной версииПрезидент США начал трехдневное ближневосточное турне. Первой страной посещения стал Израиль, где он встретится с премьером Яиром Лапидом. Он также примет участие в онлайн-саммите лидеров недавно сформированной группы I2U2 — Израиля, Индии, Объединенных Арабских Эмиратов и США. Затем американский президент отправится на оккупированный Западный берег реки Иордан, чтобы встретиться с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом, после чего вылетит в Саудовскую Аравию. Какие главные цели визита ставит президент США?
Джо Байден как-то слишком долго собирался на Ближний Восток для современных американских президентов — аж полтора года. Тогда как для Барака Обамы, в администрации которого Байден служил вице-президентом, визит в регион стал одним из первых. По слухам, в Белом доме вообще долго колебались, нужна ли эта поездка вообще. Решающим фактором, погнавшим Байдена в дальний путь, стали, скорее всего, небывало высокие цены на бензин в Америке, которые хорошо бы снизить накануне промежуточных выборов в конгресс осенью. Иначе дела демократов там будут плохи.
Считается, что ключи от «дешевой нефти» лежат на Ближнем Востоке, а именно в Саудовской Аравии. Ее посещение станет самой сложной частью визита Байдена. Но и с Израилем не все так просто. Начать хотя бы с того, что Байден приехал по приглашению предыдущего премьера Нафтали Беннета, чье правительство развалилось две недели назад. Лапид — временный премьер, осенью в стране будут новые выборы, на которых к власти собирается вернуться Биньямин Нетаньяху. Если, конечно, выпутается из своих судебных неприятностей. С ним как с лидером оппозиции Байден тоже встретится. Это вполне традиционно для американской дипломатии. Нетаньяху же ставит в Америке на республиканцев. Точнее, на возвращение к власти Трампа, который и посольство перенес в Иерусалим, и прекратил всякое финансирование палестинцев, и закрыл консульство в Иерусалиме, занимавшееся их делами. И вот теперь президент-демократ попробует перезагрузить отношения с Палестинской автономией. Но тут надо учесть, что популярность у палестинского лидера Махмуда Аббаса еще ниже, чем у Байдена в Америке и что последние проводившиеся в Палестине конкурентные выборы в 2006 году выиграл «нерукопожатный» в Америке ХАМАС, а идея сосуществования двух государств — еврейского и палестинского — на одной земле давно мертва.
Попутно наверняка будет поставлен вопрос и о том, чтобы Израиль ужесточил отношение к России из-за действий на Украине. Вашингтон, в свою очередь, попробует добиться новых шагов по улучшению отношений Израиля с арабскими странами, прежде всего с Саудовской Аравией. Может быть продолжено обсуждение перспектив создания регионального оборонительного альянса. Два года назад Израиль уже подписал с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко оборонительное соглашение, направленное в первую очередь против Ирана. Далее речь может пойти о создании общей «системы раннего предупреждения». А Саудовская Аравия могла бы согласиться на дальнейшее открытие своего воздушного пространства для израильских коммерческих авиарейсов, в том числе для прямых полетов израильских мусульман для хаджа, а также для сокращения протяженности маршрутов в другие страны, например, в Индию.
Поездка в Саудовскую Аравию дастся Байдену непросто. Ведь именно он после убийства и расчленения в 2018 году оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги, к которому, возможно, был причастен наследный принц Мухаммед бин Салман, призвал превратить королевство в «государство-изгой». Гордый принц этого не простил. И это одна из главных причин, по которой Эр-Рияд не идет на существенное увеличение нефтедобычи — чтобы помочь Америке вытеснить с нефтяного рынка Россию. Нефтяная тема наверняка все-таки встанет в ходе визита, хотя сразу уступок Байдену точно не получить. Расчет на то, что в контексте общего потепления отношений с саудитами те охотнее пойдут навстречу Америке в будущем. Но пока придется помучиться. Байден вообще до последнего отрицал, что состоится его личная встреча с наследным принцем — после стольких-то резких слов, сказанных в его адрес. Все-таки президент США в этом плане не может не оглядываться на прессу, конгресс и американское общественное мнение. К тому же в США еще не закончились судебные попытки привлечь королевство к ответственности за, как считается, поддержку террористов 11 сентября. А вот Мухаммед бин Салман, по слухам, может попытаться напроситься на рукопожатие или совместную фотографию с президентом Америки, чтобы показать, что изгоя из него сделать не получилось.
Главным образом в ходе визита в Саудовскую Аравию Байден в Джидде поучаствует в саммите Совета сотрудничества стран Персидского залива, куда, помимо королевства, входят Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Бахрейн, Египет, Иордания и Ирак. Личная встреча запланирована у Байдена с 86-летним королем Саудовской Аравии Салманом, который давно уже передал на практике основные бразды правления как раз наследному принцу.
Ради некоторого дальнейшего потепления отношений с Эр-Риядом Америка может предложить дополнительные гарантии безопасности. Например, на случай нападения Ирана. Однако вряд ли такие обязательства будут подразумевать автоматическое вступление Америки в войну на стороне Эр-Рияда. При этом саудиты, которые планируют свое будущее дальше, чем американские четырехлетние избирательные циклы, наверняка воспринимают Байдена, которому осенью стукнет 80 лет, как президента одного срока. Так стоит ли раскрывать ему свои объятия? Симптоматично в этом плане, что Саудовская Аравия недавно вложила 2 млрд долларов в инвестиционный фонд, который возглавляет зять Дональда Трампа Джаред Кушнер. Так что встретят Джо Байдена на Ближнем Востоке тепло, но наверняка будут иметь в виду и время уже после него.