Казахстанская битва за сахар
В Казахстане наблюдается дефицит сахара, причем во многих городах страны. Как считают эксперты, Казахстан плохо подготовился к давно прогнозируемому дефициту белого сахара, не снизил критичную зависимость от импорта и не смог выстроить новые логистические цепочки. Как власти решают проблему?
Читать на полной версииБлогер из города Актау Азамат Сарсенбаев опубликовал видео из городского гипермаркета, на котором покупатели устроили настоящую баталию из-за сахара. Уточняется, что речь шла о сахаре, который продавался «по приемлемой цене». В каком контексте возникло это словосочетание и с чем связан сладкий кризис в соседней стране?
Ранее — в воскресенье — появились сообщения о том, что фабрика «Лотте Рахат», принадлежащая южнокорейской корпорации Lotte, прекратила производство карамели, для которой требуется много сахара, и планирует переключиться на производство кондитерских изделий, для которых его надо меньше. Сообщения о давке, очередях и даже драках в очередях за сахаром приходят из разных городов Казахстана: Уральска, Семея и Караганды. При этом возможность возникновения этого дефицита предсказывали давно, уверяет директор информационных программ казахстанского телеканала КТК Александр Подойников:
Александр Подойников директор информационных программ казахстанского телеканала КТК «В нашей профильной ассоциации говорят, что еще пять-шесть лет назад предупреждали, что такое может случиться, что нельзя настолько зависеть от импортного сахара. Может случиться неурожайный год, может случиться вот такая же история, как сейчас с экспортом, и тогда мы останемся вообще ни с чем. Писали госпрограммы, разрабатывались какие-то дорожные карты, на бумагах все и осталось. Самое обидное, что у нас четыре огромных отечественных завода по переработке сырца, и они могли бы полностью обеспечить и магазины, и потребителей, и кондитерские фабрики. Когда Россия закрыла экспорт, потом Индия, нужно было сориентироваться, очень быстро закупить средств хотя бы в Пакистане или Кыргызстане, Узбекистане. Сделано это не было. Теперь заводы стоят пустые, а в магазинах наблюдается какой-то дикий ажиотаж».
И все же кратный рост цен и употребление словосочетания «приемлемые цены» имеют несколько другие корни. В Казахстане существуют две цены: более высокая рыночная и субсидируемая — социальная. Именно она стала главной жертвой, так как рыночная хоть и выросла, но не настолько. Но потребители привыкли именно ко второй. Отсюда и ажиотаж у прилавков. У перекрытия же российского экспорта объяснение несколько иное. В 2016-2019 годах в России наблюдалось избыточное производство сахара. Но оно значительно упало в коронавирусный 2020 год. И хотя на следующий год в России сахара опять произвели больше, все равно возник риск его нехватки, поясняет аналитик, создатель сайта Sugar.ru Вадим Гомоз:
Вадим Гомоз аналитик, создатель сайта Sugar.ru «В зоне ЕАЭС возникло недопроизводство, поэтому кто сколько смог привез — и Казахстан, и Армения, и Россия, и Киргизия, и Белоруссия. На этом фоне Минсельхоз России решил, чтобы в России не росли цены, запретить экспорт белого сахара за пределы России, включая страны Таможенного союза. Казахстан оказался отрезан от российского дешевого сахара, плюс из-за логистики, связанной со специальной военной операцией, Новороссийск под санкциями, и через Новороссийск не идет сахар-сырец. Они могут его получать через Санкт-Петербург либо через Грузию, но через Грузию — это транзит: Грузия, Азербайджан, Каспий, потом Туркмения и только потом Казахстан — это дорогое удовольствие. Вообще, любые попытки поставить сахар в район Черного моря сильно дороже стали, потому что фрахт корабля стоит очень дорого — рядом зона боевых действий».
Тем не менее Казахстан через Санкт-Петербург или через ту же Грузию все же мог бы в принципе закупать сахар-сырец в Бразилии или Мексике для переработки на своих заводах. Но тут выявилась еще одна проблема. Когда его покупали в России и других странах ЕАЭС, казахстанскими производителями практиковалась система оплаты после поставки, причем частями. Для латиноамериканского сырца эта схема не работает. Требуется оплата вперед и в полном объеме. К такой перемене казахстанские производители и банки оказались не готовы.
Во вторник премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов провел совещание по вопросу роста цен на продукты питания и поручил агентству по финансовому мониторингу пресекать деятельность незаконных реализаторов сахара, в том числе через социальные сети и рекламные приложения, а также взять на контроль каналы поставок сахара.