Российские пивовары просят президента не вводить маркировку пивных напитков
Выпуск пива в России сократится на 20-30%, а его себестоимость увеличится на 10% при вводе маркировки, предупреждают пивовары. Члены Союза российских пивоваров также отметили, что ключевые узлы и компоненты системы маркировки производятся за рубежом
Читать на полной версииОбновлено в 16:45
Выпуск пива в России сократится на 20-30%, а его себестоимость увеличится на 10%, предупредили отечественные пивовары в открытом письме к президенту.
Это произойдет, если в России введут обязательную маркировку пива и напитков на его основе. По плану, норма должна начать действовать с осени этого года.
Члены Союза российских пивоваров в письме отметили, что ключевые узлы и компоненты системы маркировки производятся за рубежом: в США, Германии, Италии, Японии, на Тайване. Компании окажутся в критической зависимости от иностранных компаний, а поставки сейчас заблокированы из-за санкций.
К тому же, как говорят участники отрасли, государство уже и так контролирует рынок с помощью информационной системы ЕГАИС, поэтому маркировка не нужна и станет лишним обременением в сложной текущей ситуации.
Комментирует председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман:
Даниил Бриман председатель совета Союза российских пивоваров «Мы все сталкиваемся с очень серьезными проблемами по поставкам запчастей по основному технологическому оборудованию, и наворачивать на эти проблемы еще и проблемы с поставкой оборудования, комплектующими, расходными материалами может быть катастрофой. Все расходные материалы — штрихкоды, краски — импортные. В любой момент любое предприятие, работающее в России, может оказаться на грани закрытия, не говоря уже о том, что одновременная установка маркировочного оборудования в более 2 тысячах пивоваренных компаний в России даже в нормальных обстоятельствах практически невозможна за короткий период. Тут нужно два года как минимум. И сейчас в условиях резкого подорожания различных комплектующих для текущей работы компаний все это приводит к снижению рентабельности производства. Внедрение одной системы ЕГАИС на розничной продаже пива сразу качественно на порядок повышает прослеживаемость всего производства и всех продаж, и это уже система существующая. Зачем нам на одну систему вторую систему? Пиво — сложнейший технологический процесс, это серьезные инвестиции, в гараж не спрячешь. Соответственно, на рынке пива контрафактная продукция как таковая фактически отсутствует».
С декабря прошлого года в России ввели обязательную маркировку питьевой воды, которую производят и некоторые пивоваренные компании. В открытом письме участники отрасли отметили, что после этого производительность линий розлива воды упала на 20-30%. Те же последствия эксперты предсказывают и для пива.
Пивоваренная отрасль сейчас и так перегружена разными формами контроля, говорит управляющий партнер пивоварни «Таркос» Дмитрий Тарасевич.
— Кроме того, что ЕГАИС нормально функционирует и все к ней уже привыкли, у нас недавно добавилась система «Меркурий», в которой мы учитываем отходы, у нас еще планируется введение системы учеты зерна, это отдельная система, и теперь будет маркировка. То есть как минимум у нас уже четыре параллельных системы. На сегодняшний день, особенно на малых и средних предприятиях, количество бухгалтеров, или айтишников, или людей, которые сопровождают информационные системы, на некоторых уже больше, чем основного производственного персонала. Пивоварни работают круглые сутки, соответственно, мы обязаны и сопровождать, вносить данные в эти системы тоже круглые сутки, потому что у нас сидят по четыре оператора, которые работают в ЕГАИС, четыре оператора, которые работают в «Меркурии». Давайте выберем любую, но одну систему. Мы готовы, но скажите какую.
— Это требует каких-то значительных затрат?
— Эффект масштаба никто не отменял. Один и тот же счетчик, который считает условную тонну пива или 10 тонн пива, все равно стоит одних и тех же денег. Естественно, чем меньше предприятие, тем удельные расходы на единицу продукции становятся больше. Этим самым увеличивается себестоимость, увеличивается недоступность, опять же, того же российского малого, среднего пивоварения для населения. Конечно, это критично и с точки зрения постоянных издержек, и с точки зрения инвестиций.
— Можно ли донести позицию участников рынка?
— Многие вещи реально получается скорректировать, я бы не сказал, что прямо так все плохо, это не так.
Пивовары в открытом письме отметили, что их продукцию постоянно потребляют больше 70 млн россиян, отрасль создает больше 0,5 млн рабочих мест и каждый год обеспечивает в региональные бюджеты около 170 млрд рублей за счет акцизных платежей.