Испания увеличила зависимость от российского газа, несмотря на цель Европы полностью отказаться от него. Это произошло на фоне конфликта с Алжиром из-за вопроса Западной Сахары. Россия в июне поставила вдвое больше газа в Испанию в сравнении с маем и опередила Алжир, который, напротив, сократил поставки, пишет агентство Bloomberg.

Западная Сахара — это бывшая колония Испании, королевство еще в прошлом веке уступило эту территорию Марокко и Мавритании. Тогда Западная Сахара при поддержке Алжира начала борьбу за независимость. Мавритания от территориальных претензий отказалась, Марокко — нет. В Западной Сахаре должен был пройти референдум, который бы определил судьбу страны: станет она суверенной или войдет в состав Марокко.

Этот референдум так и не состоялся, конфликт оставался замороженным до 2020 года, когда США поддержали Марокко и признали его суверенитет над Западной Сахарой. Алжир после этого разорвал дипломатические отношения с Марокко и прекратил поставки газа в Испанию через эту страну, лишив Марокко ресурсов и доходов от транзита. При этом Испания продолжила получать газ от Алжира по другому трубопроводу Medgaz через Средиземное море.

А в апреле этого года Мадрид неожиданно сообщил, что тоже поддерживает позицию Марокко в вопросе Западной Сахары, поэтому поможет стране и начнет реверс алжирского газа. Алжир в ответ пригрозил разорвать с Испанией контракт на поставки топлива.

Конфликт развивался стремительно, и 8 июня Алжир приостановил действие договора о дружбе и добрососедстве с Испанией, а на следующий день запретил внешние банковские переводы за экспорт и импорт испанских товаров и услуг. Исключением стал только газ. В конце июня, как сообщали СМИ, Испания, несмотря на угрозы Алжира, все-таки начала поставлять газ в Марокко, подчеркнув, что топливо привезено в Испанию из третьих стран, а к Алжиру отношения не имеет. Несмотря на это, в этот понедельник, 11 июля, стало известно, что поставки алжирского газа в Испанию в июне упали, по доле импорта Алжир обогнала Россия и увеличила поставки примерно вдвое в сравнении с маем. Продолжит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Александр Фролов заместитель генерального директора Института национальной энергетики «Испания — это крупнейший покупатель сжиженного природного газа в Европе. Сразу должен возникнуть вопрос: а почему же она закрывает дыры именно российским газом? С января 2022 года в Европейском союзе резко вырос импорт сжиженного природного газа из-за того, что европейские цены оказались выше азиатских. Европа перетянула на себя всю «шапку» перебрасываемых объемов, не скованных средними долгосрочными контрактами. Просто не осталось альтернатив, а российский газ в данном случае является достаточно выгодным приобретением просто с точки зрения того, что он производится довольно близко от потребителя».

Кроме Алжира, в Африке потенциальный интерес для Европы представляют Ангола и Нигерия — два крупнейших по объему добычи африканских участника ОПЕК. Bloomberg со ссылкой на консультантов Rystad Energy пишет, что есть планы по расширению существующих мощностей по производству СПГ в этих странах. Согласно им, в будущем возможно будет производить 470 млрд кубометров газа в год.

Но стремление Европы покупать африканский природный газ вызывает обвинения в лицемерии, пишет все тот же Bloomberg. Продолжит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Общая идеология на энергетических рынках была такая, что надо отказываться от ископаемых источников энергии, развивать только возобновляемые, что вообще добывать нефть и газ стыдно. И в Африке, и в других регионах компании задумывались, а надо ли им вообще инвестировать крупные суммы в нефтегазовые проекты, но к этому добавляется еще и проблема нестабильности. Недавно сами власти Нигерии заявили, что они только за последнее время от незаконных врезок, проникновений и так далее потеряли 1 млрд долларов на, по сути, воровстве углеводородов из трубы».

В конфликт между Испанией и Алжиром уже вмешался Брюссель. Глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что действия Алжира нарушают соглашение об ассоциации со странами Евросоюза.