Shein, кажется, стал главным брендом для зумеров. В чем секрет успеха?
Китайский бренд дешевой одежды готовится к выходу на IPO. Компанию оценивают в 100 млрд долларов. Для создания своих многочисленных коллекций Shein использует искусственный интеллект
Читать на полной версииКитайский интернет-магазин дешевой одежды Shein задумался об IPO в этом году — компания оценивается в 100 млрд долларов. Таким образом, Shein становится одной из самых дорогих компаний мира — третьей после ByteDance (владелец TikTok) и SpaceX.
Основанный десять лет назад китайский Shein с дешевой одеждой для зумеров оставил позади конкурентов в ретейле с офлайн-магазинами по всему миру. Например, в США за первые три месяца 2022 года на его долю пришлась почти треть продаж одежды в стране, что больше, чем у H&M и Zara вместе взятых. По соцсетям это особенно заметно — покупатели публикуют миллионы роликов с отзывами и «распаковками» товаров Shein.
Секрет — в сочетании безграничного разнообразия и низких цен: для сравнения, в 2021 году Shein выпустил 1,3 млн новых моделей в США, а Zara и H&M — всего 60 тысяч. При этом цены в Shein на 40-60% ниже. Молодых покупателей также привлекает геймификация — покупка одежды в Shein похожа на азартную игру. За каждое действие — регистрацию, отзывы или даже просто вход в приложение — ежедневно даются баллы, которые можно тратить на покупку вещей. Еще в приложении проходят виртуальные показы мод и прямые трансляции.
Ретейлера сравнивают с TikTok из-за страсти к данным и алгоритмам. Работу модельеров с адаптацией новинок подиума под масс-маркет в Shein практически заменил искусственный интеллект. Алгоритм постоянно исследует интернет в поисках актуальных стилей, а потом напрямую отправляет информацию компьютерам заводских цехов. В день Shein добавляет до шести тысяч новых стилей. Это позволяет постоянно выпускать одежду по последней моде, не накапливая ненужные запасы. На одну коллекцию уходит всего пять-семь дней, говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс:
Анна Лебсак-Клейманс гендиректор Fashion Consulting Group «Основное отличие Shein от конкурентов — минимальная цена за трендовые вещи за счет супертехнологии экономии на издержках. Shein производит вещи огромными тиражами, при этом Shein делает пробные партии до производства, то есть не производит на склад, и Shein не имеет физического ретейла. Shein называют TikTok в мире моды, потому что технология Shein — это не анализ подиумов, а анализ луков, внешнего вида тиктокеров. И очень большая часть трендов, на которые Shein делает ставку, идет от того, что они их замечают именно через TikTok. Shein не делает сложные конструкции, это самые дешевые категории. Shein никаким образом никакие тренды не диктует. Тренды диктуют как раз те компании, которые он копирует. В большой перспективе — основной конкурент Shein — это именно этичная мода, которая против суперпотребления».
При этом за компанией тянется шлейф скандалов. Китайского гиганта фаст-фэшн не раз обвиняли в плагиате. Например, с Shein из-за воровства их дизайнов и демпинг цен хотели судиться Ralph Lauren, Dr. Martens, Zara и локальные художники и дизайнеры со всего мира.
Еще пользователи TikTok и Twitter со всего мира публикуют фото бирок Shein, где рядом с инструкцией для стирки напечатана надпись Need your help — предположительно, послание от работников Shein. Компания ответила, что их строгий кодекс запрещает использовать рабский или детский труд. А надпись на бирке объяснили призывом использовать кондиционер для белья при первой стирке.
Основатель института развития и индустрии моды Beinopen Алексей Баженов считает, что главное — новаторство бизнес-модели Shein, которая действительно помогает моде развиваться
Алексей Баженов основатель института развития и индустрии моды Beinopen «В любом стартапе куча пузыря. Они много чего наговорили, это все нужно делить на много, но это главная модель, с которой все растет. Они сразу работают с огромным количеством микротрендиков, исходя именно из потребительского спроса. Это модель распределенного производства и Big Data, которая анализирует желания пользователей. То есть это замена маркетплейсу. Это не перепроизводство, это производство по требованию. Маркетплейсы наши не связаны с фабриками. Возможно, что они тоже будут экспериментировать с этим, эта модель гораздо более экономически правильная. Это дешевле, таким образом Shein избавляет от издержек. Все, что будет продано, — это то, что локально произведено, быстро реагирует на спрос. В Shein нет трендов. То, что Shein выпускает шесть тысяч разных вещей в день, говорит о том, что мы хотим не только быть похожими, но мы хотим и очень сильно отличаться. Главный тренд, который я вижу, — это тренд от 200 глобальных брендов, навязывающих определенный образ жизни, к 20 тысячам инклюзивных, самовыражающихся, рассказывающих о своей культуре и интересных для этой территории художников, дизайнеров, производств».
Компания берет маржой: в прошлом году объем продаж у Shein составил 16 млрд долларов, а наценка на вещи — меньше доллара. Как Shein удается держать такие низкие цены? Дело в качестве. В TikTok набрало миллион просмотров за несколько часов видео, где девушка показала, как купленная в Shein обувь за 35 долларов просто расплавилась на солнце. Рассерженные комментаторы пишут, что Shein делает вещи, которые изнашиваются еще до того, как вы их надели. Впрочем, в самой компании называют такие публикации медиавбросами и провокациями конкурентов.