Российские компании увеличивают затраты на психологов
Популярность психологической помощи растет с 2020 года. Сначала уровень тревожности в обществе рос в связи с пандемией COVID-19, сейчас — из-за спецоперации на Украине
Читать на полной версииБолее половины российских компаний увеличили затраты на психологическую помощь сотрудникам, испытывающим стресс. В онлайн-сервисах спрос на такие услуги за год вырос почти в пять раз, а страховые компании отметили увеличение числа консультаций по ДМС с профильными специалистами. Об этом написал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные агентства Atsearch Group и онлайн-сервиса «СберЗдоровье».
Как говорят в страховых компаниях, люди часто жалуются на психическую и физическую усталость, страх не справиться с трудной жизненной ситуацией, панические атаки и фобии. По словам психологов, на это повлияла и пандемия, и спецоперация на Украине.
Комментирует психолог, сооснователь психологического центра «Одна волна» Елена Толстая:
— Если в начале спецоперации в среднем обращались чаще в два-три раза, на сегодняшний день обращаются чаще в пять-шесть раз. В помощь психологов, как мы шутим, уверовали даже те, кто раньше в психологическую помощь не верил. Потому что даже если человек решается на употребление антидепрессантов, а после начала спецоперации их стали употреблять в среднем в четыре раза чаще, как правило, даже к употреблению таблеток все равно психиатры советуют добавить работу со специалистом — именно она снижает уровень тревожности и возвращает человека в осознанное состояние. Как правило, начинали мы с работу со стрессом, сейчас мы работаем с осознанностью: что я могу сделать, исходя из предлагаемых обстоятельств, для того, чтобы мои цели, желания были все-таки реализованы?
— Где берут столько квалифицированных специалистов? Нет ли возможности у компаний нарваться на шарлатана?
— Стоит обращать внимание на то, какое образование у человека, давно ли он существует на рынке, какой это терапевт. Поэтому обращайте внимание, на что и где учился специалист. Например, американская система здравоохранения готова по страховке закрывать только когнитивно-поведенческую терапию, потому что только когнитивно-поведенческая терапия действительно доказала конкретные рабочие результаты.
Business FM спросила у руководителей российских компаний, стали ли чаще их сотрудники обращаться к психологам и есть ли у них в штате такой специалист.
Председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова:
«2022 год непростым является для многих россиян — страх потери работы, потери дохода. В нашем бизнесе по недвижимости это возможность платить ипотеку. Многие закредитованы, наши сотрудники не исключение. Различные коучинг-сессии, обучение — это все дает положительную настройку у сотрудников компании, это помогает преодолевать психологические кризисы. Управление конфликтами и просто психологическая беседа с сотрудником — иногда стоит ему что-то в рабочем процессе поменять или дать возможность отдохнуть — это решает сразу проблему, которая может затягиваться надолго и идти глубоко. Если добавить в страховку психологов, это было бы прекрасно. Застрессованность, особенно топ-руководителей и менеджеров, руководителей отделов, сейчас очень высокая в нашем бизнесе, потому что девелоперы просят планы, а планы не выполнялись — упал спрос. Этот замкнутый круг выполнения KPI в очень сильный стресс вводит многих сотрудников компании».
Гендиректор группы компаний по производству мебели Bauflex Станислав Левочкин:
— Нам это не нужно, сосредоточены на выполнении контрактов.
— То есть запроса у сотрудников нет?
— Так организованно, централизованно — нет. В мире обстановка стрессовая, но у нас обстановка деловая. Все сосредоточены, портфель заказов нормальный, стараемся в срок все выполнять, не отвлекаемся на другое. Мне кажется, кто занимается реальным бизнесом, ему на это некогда обращать внимание.
Гендиректор компании в сфере информационной безопасности Phishman Алексей Горелкин:
— Психологическое, психическое здоровье так же важно, как и физическое здоровье. Именно поэтому у нас в компании есть штатный психолог. В целом мы замечаем, что много людей закопались в негативных новостях, как бы это ни звучало, подсели на «чернуху», это сильно влияет на качество их жизни. И это сказывается как в рабочей среде, так и в повседневной жизни. По поводу именно наших сотрудников: спрос на психолога у нас не вырос, потому что мы давным-давно ввели эту программу — у нас все люди проработанные. Из того, что мы видим в компаниях, с которыми работаем: сейчас довольно много людей, особенно очень чувствительных людей, которые перешли на антидепрессанты.
— Сложно было найти в компанию стоящего специалиста?
— Поиск был несложный, потому что у меня много знакомых в среде психологов, психотерапевтов, я пустил клич и нашел очень хорошего специалиста, который, помимо частной работы, работает и на различных горячих линиях, в том числе занимается помощью людям в трудной ситуации. Специалист оказался очень полезен, очень опытен и сильно повысил осознанность чувств наших сотрудников.
По данным оператора системы маркировки ЦРПТ, за первое полугодие продажи антидепрессантов в российских аптеках выросли почти вдвое — примерно до 6 млн упаковок. При этом в деньгах рост составил 87%, превысив 3,5 млрд рублей.