Добыча нефти на проекте «Сахалин-1» сократилась в 22 раза — с 220 тысяч до 10 тысяч баррелей в сутки, сообщил полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Этот проект разрабатывается в рамках соглашения о разделе продукции, его оператор — ExxonMobil с долей 30%. Весной американская компания объявила о выходе из «Сахалина-1». Еще 30% принадлежит японской Sodeco, по 20% — «Роснефти» и индийской ONGC.

По оценке полпреда Трутнева, из-за снижения добычи бюджет Сахалинской области недополучит 38 млрд рублей. Вот что о причинах падения производства говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

Дмитрий Лютягин независимый эксперт «Понимая, что могут быть санкции, они могли не быть активными с точки зрения скидок, с точки зрения поиска азиатских партнеров, которые могут покупать эту нефть, опасаясь именно американских санкций в отношении себя. И, естественно, понимая, что объем они продать не могут, они, наверное, приняли решение потихоньку сворачивать объем добычи, потому что нет смысла добывать нефть, если ее нельзя продать. Полагаю, что в этом как раз есть причина».

По данным навигационного портала Vesselfinder, за последний месяц в хабаровский порт Де-Кастри, где переваливают нефть с «Сахалина-1», не было ни одного захода танкеров. Сам терминал принадлежит оператору проекта, компании Exxon Neftegas Limited. И, возможно, американцы действительно остановили поставки. Но есть и другая версия — эту нефть не хотят покупать, отмечает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» «Часть потенциальных покупателей может опасаться вторичных санкций, потому что неясно, какова будет правовая оценка этих событий со стороны развитых стран. И поэтому многие осторожные покупатели просто предпочтут на время взять паузу».

Глава думского комитета по энергетике Павел Завальный заявил, что проект «Сахалин-1» будет переведен в российскую юрисдикцию по примеру «Сахалина-2». И это действительно позволит перезапустить проект, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Думаю, что индийцы там с удовольствием перерегистрируются из ONGC, скорее всего японцы из Sodeco тоже перерегистрируются, естественно, «Роснефть» останется. Что касается Exxon, то он либо договорится с кем-то о продаже своей доли, либо Exxon просто потеряет свои активы, но после чего уже без Exxon всякого начнут договариваться с судовладельцами и страховщиками, чтобы наладить оттуда опять экспорт. В крайнем случае и «Совкомфлот» российский есть, и, возможно, азиатские компании. Но проблема в том, что [добыча] сама по себе затягивается, а это значит и потери доходов бюджета, и возможное ухудшение качества месторождений, о которых уже сегодня говорил господин Трутнев, вице-премьер, но в целом ничего сверхкритического».

Понятно, что не депутаты Госдумы решают вопрос о смене юрисдикции операторов таких крупных проектов, как «Сахалин-1». Но в Кремле ничего конкретного о судьбе «Сахалина-1» пока не говорят. На вопрос журналистов пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил так: «В каждом отдельно взятом случае принимаются отдельные решения». При этом, добавил он, «Россия руководствуется исключительно своими интересами».