Добыча нефти на проекте «Сахалин-1» сократилась в 22 раза: с 220 тысяч до 10 тысяч баррелей в сутки. Об этом сообщил полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. По его словам, из-за этого бюджет Сахалинской области недополучит 38 млрд рублей. Это 26% от уровня собственных доходов региона в следующем году.

Проект разрабатывается в рамках соглашения о разделе продукции, его оператор — американская ExxonMobil с долей 30%. Весной компания объявила о выходе из «Сахалина-1». Еще 30% проекта владеет японская Sodeco, по 20% принадлежит «Роснефти» и индийской ONGC. О перспективах «Сахалина-1» рассуждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Сокращение объемов для «Сахалина-1» неприятно, и для Сахалина самого в том плане, что это частично было финансирование доходов местного бюджета. Проблемы неизбежно должны были появиться в силу того, что главным игроком на «Сахалине-1» была американская компания ExxonMobil, ее дочерняя структура Exxon Neftegas, которая была не только акционером проекта, но и его оператором. Из-за того, что американская компания заявила о намерении уйти из России, из-за накопленного объема проблем добыча действительно упала больше, чем в 20 раз. Как проблема будет решена? Думаю, что произойдет что-то похожее на «Сахалин-2». То есть структуру «Сахалин-1» передадут в российскую юрисдикцию, иностранные акционеры будут вынуждены там перерегистрироваться, я думаю, что представители Индии из ONGC с удовольствием перерегистрируются, скорее всего японцы из Sodeco тоже перерегистрируются, и «Роснефть» останется. Что касается Exxon, он либо договорится с кем-то о продаже своей доли, эту долю может купить российская или индийская компания, или китайская — с дисконтом, либо Exxon потеряет свои активы, но после чего уже без Exxon начнут договариваться с судовладельцами и страховщиками, чтобы наладить оттуда опять экспорт. В крайнем случае есть и российский «Совкомфлот» и, возможно, азиатские компании. Но проблема в том, что [добыча] сама по себе затягивается. Это значит потери доходов бюджета, возможное ухудшение качества месторождений, о которых уже говорил господин Трутнев, но ничего сверхкритического. Все-таки сама по себе нефть «Сахалина-1» востребована в мире, проект уже запущен, основные технические проблемы были решены, а проблемы, связанные с теми, кто дает страховки, конечно, тоже разрешим, на мой взгляд».

Никакой конкретики относительного того, как может быть решена ситуация с «Сахалином-1» на фоне падении добычи, пока нет, заявили в Кремле. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, все решения принимаются
на основе целесообразности для России. Песков добавил, что решение о дополнительной поддержке Сахалинской области из-за ситуации с проектом будет принято, «если потребуется».