Басманный суд столицы отправил под стражу на два месяца трех высокопоставленных генералов МВД из Санкт-Петербурга, а также судебного пристава Елену Копьеву по делу о злоупотреблении полномочиями в руководстве полиции региона. Избрание меры пресечения прошло в закрытом режиме. По данным защиты, задержанным вменяют незаконную покупку за счет средств ведомственного фонда абонементов в некие фитнес-клубы. Пока речь идет об ущербе на сумму более 1 млн рублей.

Ходатайства Следственного комитета России об аресте действующих генералов МВД Сергея Умнова и Алексея Семенова, а также отставного генерала Ивана Абакумова и начальника отдела службы судебных приставов Невского района Санкт-Петербурга Елены Копьевой поступили в суд еще в два часа дня.

Накануне СК уже успел предъявить фигурантам обвинение в злоупотреблении полномочиями, повлекшими тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ), которое предполагает до десяти лет лишения свободы.

МВД привело подробности дела, которое возбудили еще в 2020 году. Его фигурантами в итоге стали помощник главы ведомства генерал-лейтенант Сергей Умнов и начальник УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майор Алексей Семенов, а также бывший заместитель начальника ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майор в отставке, ныне пенсионер Иван Абакумов.

Поводом для возбуждения дела стала покупка в 2016–2020 годах руководством полиции региона различного имущества «в целях личного использования» на средства фонда «Содействия программам ГУВД СПб и ЛО». Однако понять масштаб злоупотреблений и сумму ущерба, который, как считает следствие, был причинен, на заседаниях суда не представилось возможным.

Когда в половине восьмого вечера в зал завели 65-летнего Сергея Умнова, следователь по особо важным делам главного следственного управления СКР Сергей Адабаш сразу же попросил закрыть процесс. Свою просьбу он мотивировал тем, что в материалах дела содержатся персональные данные свидетелей и иных участников судопроизводства, а потому необходимо обеспечить их безопасность. «Кроме того, в ходе заседания будут озвучены сведения из материалов дела, разглашение которых на данном этапе противоречит интересам следствия», — сказал Адабаш. Прокурор, а также сам Умнов, против этого не возражали.

Навыки расследования и оперативно-разыскной деятельности

Прессу пригласили только на оглашение решения — уже в девять вечера. Из него следовало, что необходимость заключения силовика под стражу представитель СК обосновал тем, что обвиняемый «имеет многолетний стаж в правоохранительных органах, обладает навыками расследования и оперативно-разыскной деятельности и может использовать свои связи для противодействия расследованию».

В этой связи, по мнению следователя Адабаша, Сергей Умнов может воздействовать на свидетелей или согласовать позицию с другими, еще не установленными соучастниками. Также сыщик поделился опасениями, что фигурант скроется, в том числе за рубежом.

Двое защитников обвиняемого в свою очередь назвали эти доводы необоснованными, голословными и документально не подтвержденными. Они отмечали, что их подзащитный давно знал о возбуждении дела, но не скрылся. Оснований же для переквалификации его действий с части первой статьи 285 УК РФ (именно по этой статье 16 июня 2020 года и было возбуждено дело) на часть третью той же статьи УК, не было. Срок давности по части первой уже истек (он составляет два года), указали защитники. Они просили ходатайство следствия отклонить и избрать их клиенту домашний арест.

Однако судья Елена Ленская доводы защиты не приняла. В ее решении говорилось, что обоснованность подозрений в адрес Умнова подтверждается показаниями свидетелей и иными материалами и генерал обвиняется в тяжком преступлении. «Оказавшись на свободе, обвиняемый получит реальную возможность скрыться от следствия и суда», — констатировала она.

Компетенция следствия

Относительно истечения срока давности, Ленская указала, что расследование пока не завершено, а вопрос о прекращении дела «относится исключительно к компетенции следствия». Она отправила генерала в изолятор до 5 сентября.

По аналогичному сценарию прошло избрание меры пресечения и трем другим фигурантам. Заседания также прошли при закрытых дверях. Причем последнее слушание в отношении Алексея Семенова завершились только в 11 вечера. Генералы Семенов и Абакумов предлагали в качестве альтернативы заключения под стражу залог, домашний арест или запрет определенных действий. Защита 46-летней Елены Копьевой просила о том же. По словам ее адвоката, женщина не раз допрашивалась как свидетель, но никуда не сбежала. Однако суд просьбу СК об аресте всех задержанных удовлетворил. Семенова и Копьеву суд отправил под стражу до 5 сентября, а Абакумова — до 6 сентября. Последний настаивал на том, что не будет скрываться, и подчеркнул, что дал подробные показания следствию.

Внезапное задержание и абонементы в фитнес-клубы

В отличие от Ивана Абакумова, Сергей Умнов показания следствию дать попросту не успел. Как рассказал Business FM его адвокат Алефтин Мошанский, «с момента его задержания до момента предъявления обвинения прошло всего полтора часа». «Он попросил отложить допрос для того, чтобы понять, в чем он обвиняется», — сказал защитник. По его словам, за время расследования дела с 2020 года Умнова ни разу не вызвали на допрос. Отвечая на вопросы радиостанции, защитник сказал, что ущерб в деле отсутствует, так как потерпевших в нем нет. Приведенная же следствием сумма (по данным других участников уголовного дела это свыше 1 млн рублей) «указана произвольно».

Информацию газеты «Коммерсантъ» о том, что по требованию генералов деньги из Фонда «Содействия программам ГУВД СПб и ЛО» якобы тратились на покупку для них недвижимости и автомобилей, а также на содержание внештатных помощников, Алефтин Мошанский прокомментировал так: «Машины были куплены, но они были на балансе ГУВД. Ими просто пользовались по служебной необходимости». Он отметил, что приобретение недвижимости фигурантам на деньги фонда не вменяется, зато вменяется покупка за счет его средств абонементов в некие фитнес-клубы. «Никто из обвиняемых или их родственников услугами этих фитнесс-клубов не пользовался», — заверил адвокат.

Защитник Алексея Семенова Михаил Крылов подтвердил Business FM эту информацию. Он отметил, что о каких-либо претензиях следствия его подзащитный узнал только 5 июля, в день задержания. «Речь идет о десятках абонементов, но как они распределились — я сведениями не обладаю. Мой подзащитный также задается этим вопросом. В деле идет речь о группе лиц, и роль генерала Семенова сама не конкретизирована», — сказал адвокат. Крылов также добавил, что предъявленное Семенову обвинение ему не понятно. «Это только версия следствия, а любая версия должна чем-то подтверждаться. Таких доказательств мы не услышали», — заявил Крылов.

Защита фигурантов намерена обжаловать решения об их аресте в Мосгорсуде.