Глава РАН: бизнес будет заинтересован во вложении в российскую науку, только если в результате получит прибыль
Александр Сергеев в интервью РБК еще заявил, что не все европейское научное сообщество прекратило полное взаимодействие с учеными из России, их приглашают на конференции и поддерживают контакты
Читать на полной версииОбновлено в 15:53
Научное сотрудничество с западными странами прервалось не полностью. Об этом РБК заявил глава Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев. Он рассказал о том, как сейчас происходит взаимодействие российских и иностранных ученых, о ситуации с вложениями бизнеса в российскую науку и о взаимодействии науки и власти в стране.
Глава РАН рассказал, что взаимодействие российских ученых с частью европейского научного сообщества прекратилось еще в марте. По его словам, европейские коллеги говорят, что им рекомендовано пока прервать все контакты, даже дружеские. Однако так поступили не все, российских ученых продолжают звать на конференции, например в Испанию, поддерживает контакты и Франция.
Самую жесткую позицию в данном вопросе занимают США. Они не хотят допускать российских ученых до участия в исследованиях. Вместо этого американские власти приглашают их переехать в Америку, чтобы там жить и работать.
Что касается взаимодействия науки и власти в России, нынешний глава РАН придерживается позиции, что развить науку без помощи государства не получится, а протестные движения и оскорбления ни к чему хорошему не приводят. Он считает, что необходимо установить и поддерживать консенсус и доверие между властями и научным сообществом.
Бизнес финансирует науку, только когда это приносит прибыль, считает Сергеев. Раньше разработки часто заказывали за рубежом, поскольку это было дешевле, а сейчас, когда у бизнеса нет возможности обращаться к западным ученым, вероятно, он начнет сотрудничать с российской наукой.
Вопросы о делах задержанных ФСБ заведующего лабораторией квантовых оптических технологий Новосибирского госуниверситета Дмитрия Колкера, который впоследствии скончался, и главного научного сотрудника Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН Анатолия Маслова пресс-служба президента РАН переадресовала в ФСБ.
Некоторые аспекты выступления Александра Сергеева комментирует ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт:
— Международные контакты заметно усложнились, потому что устраиваются же конференции в разных местах, попасть на конференцию на самом деле очень серьезная проблема, иногда невозможно получить визу. Есть и вполне позитивные примеры, когда всеми силами помогают преодолеть визовые и даже финансовые затруднения. Есть другая сторона, она выглядит вполне нормально — это, скажем, участие в публикациях. Здесь пока и в дальнейшем, я думаю, никаких затруднений не будет. Некоторые страны вполне на прежнем уровне готовы поддержать сотрудничество, и к таким странам, это будет удивительно звучать, можно отнести Соединенные Штаты Америки, никаких проблем не возникало, за исключением тех самых проблем, которые для всех, — это визовые проблемы, но, опять-таки, со стороны американских коллег есть полное возможное содействие в этой ситуации. Теперь, если говорить о той части выступления Сергеева, что касается финансирования, он надеется, что наш бизнес сейчас раскошелится. Мне кажется, что он проявляет как-то чрезмерный оптимизм, потому что до сих пор почему-то нет, не раскошеливался.
— А про государство и консенсус между властью и научным сообществом?
— Можно сравнивать, какие финансовые ресурсы идут на науку в России и в индустриальных странах, где в процентном отношении к ВВП, к бюджету, где больше. Сравнение сильно не в пользу России, даже цифры как бы приводить не совсем удобно. То есть на самом деле нужно удивляться, что при таком ограниченном финансировании фундаментальная наука все-таки демонстрирует результаты, то есть здесь по-прежнему находимся на приемлемом уровне.
По данным на 2018 год, лидером по затратам на науку был Израиль — около 5% ВВП, за ним шла Южная Корея, у нее чуть меньше 5%. У Швеции, Японии, Германии, Дании и Австрии — более 3%. Россия, по данным на 2020 год, тратила на науку около 1% своего ВВП.