Швыдкой предлагает спасать российские кинотеатры через параллельный импорт и принудительные лицензии
Владельцы киносетей соглашаются, что параллельный импорт кино серьезно помог бы отрасли с учетом дефицита контента и нехватки зрителей, но без договорного управления правами будет сложно делать премьеры в те даты, на которые намечены релизы во всем мире
Читать на полной версииВ России необходимо рассмотреть возможность параллельного импорта или принудительного лицензирования фильмов, чтобы сохранить отечественные киносети. Об этом заявил спецпредставитель российского президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
По мнению Швыдкого, для сохранения кинозалов необходимо снимать порядка 200-250 кинокартин в год, а сейчас этот показатель составляет около сотни. В конце мая в России разрешили использовать иностранный контент, даже если правообладатели запретили его из-за санкций. Президент Путин подписал соответствующий документ.
Параллельный импорт кино действительно может стать серьезным подспорьем для индустрии, но пока много вопросов, как этот механизм должен работать, считает гендиректор АО «Киномакс» Дмитрий Нартов:
Дмитрий Нартов гендиректор АО «Киномакс» «Что такое параллельный импорт? Само кино нужно где-то получать. Бизнес на сегодняшний день научился это кино получать с торрент-сетей, то, что мы смотрели в торрентах, когда кино не было, методом захвата цифровых носителей. Для того чтобы сделать тот самый параллельный импорт, о котором вы говорите, во-первых, надо понять, каким образом будут кинотеатры получать это кино, потом, кто будет регулировать это кино, чтобы мы не нарвались на пропаганду ЛГБТ, на нарушение каких-то общегосударственных скреп, чтобы не было оскорблений чувств верующих, всего прочего, чего вот, честно говоря, я боюсь как огня. Для этого существовали определенные государственные органы, наш Фонд кино в том числе, который выдавал прокатное удостоверение вместе с министерством культуры. Все, что не надо, сокращалось, перемонтировалось, где-то звуком убирали ненужные фразы, и выходило на рынок. Сейчас кто-то должен то же самое делать. Я считаю, от государства нужен регулятор и понимание, как мы будем получать этот контент. Я полностью поддерживаю хотя бы на ближайшие два года предложение развязать кинотеатрам руки, чтобы они могли показывать, скажем так, условно, пиратское кино под чутким руководством государства».
Другие опрошенные владельцы киносетей соглашаются, что параллельный импорт кино серьезно помог бы отрасли с учетом дефицита контента и нехватки зрителей. Правда, без договорного управления правами будет тяжело выходить в те даты, на которые намечены релизы во всем мире.
Есть ли в этой инициативе другие подводные камни? Если, например, голливудские мейджоры потом вернутся, могут ли они отказать в сотрудничестве тем, кто принудительно лицензировал и прокатывал их кино? Комментирует Павел Поникаровский, владелец компании «Люмен фильм», которая управляет шестью кинотеатрами в нескольких российских городах:
Павел Поникаровский владелец компании «Люмен фильм» «Во-первых, мы не говорим о том, что это пиратство или принудительное лицензирование. Здесь мы говорим о бездоговорном управлении правами: мы отчисляем деньги за авторские права по этой инициативе, которая уже сейчас обсуждается в правительстве и в администрации президента. Мы будем отсылать деньги, авторские отчисления на соответствующий счет, и правообладатель может их забрать. Но то, что он этого не делает или не будет делать, — это уже другой разговор. Его права здесь не ущемляются, это очень важно. Нет, мы хотим остаться в правовом поле, просто немножко его видоизменить».
Практика «параллельного кинопроката» уже опробована, например, в Томской области, где начали показы в рамках «киноклуба» пиратских версий фильмов, которые дистрибьюторы запретили к прокату в стране.
Российская Ассоциация владельцев кинотеатров ранее сообщала о сокращении на треть числа работающих кинозалов.