Госдума рассмотрит законопроект, в котором говорится, что в условиях проведения спецоперации у страны возникает повышенная потребность в ремонте военной техники и обеспечении материально-техническими средствами, а решению проблемы могут поспособствовать предприниматели.

Пока это просто внесенный в Думу законопроект, но, согласно тексту, правительство должно получить возможность привлекать любой бизнес для выполнения не только непосредственно гособоронзаказа, но и других задач, так или иначе связанных с проведением спецопераций. Например, для восстановления разрушенных городов властям потребуются экскаваторы, миксеры и другая техника. Или армии нужна тушенка. И необязательно армии. Бизнес могут привлечь к работе на нужды МЧС, Минобороны, ФСБ и Росгвардии. И заказчик в лице государства сам будет решать, сколько ему нужно той или иной продукции и сколько сотрудники предприятия должны работать, чтобы эту продукцию произвести или оказать ту или иную услугу. Если нужно будет работать без выходных, отпуска и в три смены — значит, нужно.

Сопутствующим законопроектом предложено внести соответствующие поправки в Трудовой кодекс. Два ключевых вопроса — можно ли отказаться и сколько за это заплатят? С первым вопросом редакция Business FM обратилась к председателю думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославу Нилову:

— В данном случае речь не идет про конкретную отрасль или про конкретное предприятие, это общая норма. А каким образом дальше правительство будет реализовывать свое право после того, как законопроект пройдет все три чтения и будет подписан президентом, это уже покажет правоприменительная практика.

— То есть если это, например, касается частного бизнеса, он может отказать или не сможет уже?

— Я руководствуюсь исключительно тем текстом, который внесен. В соответствии с предлагаемым изменением трудового законодательства правительство наделяется правом в исключительных случаях в связи с проведением специальной военной операции, то есть это исключительный случай, пользоваться своим правом и для отдельных организаций или структурных подразделений определять особый режим работы.

То есть, видимо, отказаться нельзя. Остается второй вопрос — сколько за это заплатят и кто это решает. По словам эксперта по правовым вопросам «Опоры России» предпринимателя Алексея Петропольского, цены в таких случаях определяет специальная комиссия, основываясь на среднерыночных показателях. Если платить будут в среднем по рынку, то предприниматели, опрошенные Business FM, в целом не против. И по большому счету им все равно, кто выступает заказчиком. Но не без исключений, говорит управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян:

Владимир Тян управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» «Если это оплата по каким-то рыночным тарифам, то вообще разницы нет, наверное, от кого исходит заказ, если это не противоречит нашим принципам морально-нравственным. Я имею в виду, что перевозить, куда перевозить, зачем перевозить и так далее».

Но у бизнеса есть опасения, что цены могут быть как сильно ниже рыночных, так и сильно выше. За последнее переживает бизнес, которому такие заказы не достанутся. Потому что может получиться так, что достанутся они кому надо, отмечает Алексей Петропольский.

Алексей Петропольский эксперт по правовым вопросам «Опоры России», предприниматель «Самое главное в этом законопроекте — то, что в обход ФЗ № 44 можно проводить прямые контракты. Мы все это хорошо видели в пандемию, когда не хватало масок, перчаток, тестов и когда напрямую любой муниципалитет мог заключить контракт. Там зачастую были свои, и зачастую цены были завышены, нежели по рынку. Но при этом в период пандемии единицы уголовных дел мы видели, но не десятки, не тысячи. А людей, кто заработал на пандемии, сотни: компаний, которые заработали миллиарды, — их огромное количество, кто продавал маски по 150 рублей, которые в закупке стоили по два рубля. Просто такое время было».

С датой рассмотрения законопроекта о спецмерах в экономике Госдума пока не определилась.