В РФ выросло производство собственного шампанского
Объемы производства начали расти с февраля — тогда прирост был 6%, в марте уже 20%, а в апреле — 30%. Это следует из данных Росстата
Читать на полной версииПроизводство российского шампанского в мае в годовом выражении, по данным Росстата, выросло почти на 40%. Некоторые эксперты связывают это со снижением импорта игристых вин из Европы. По оценкам Евростата, в апреле поставки таких вин в Россию из стран ЕС упали на 45%.
Участники рынка отмечают, что в мире, в том числе в России, растет популярность игристых вин, что отражается на объемах производства. Нужно помнить и о том, что в прошлом году на рынке шампанского был спад, поэтому взрывного роста сейчас нет, это просто восстановление, говорит исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
— В 2021 году была перестройка отрасли после введения закона, когда производителям всего вина российского запретили использовать импортные виноматериалы, импортное вино для производства, у них было достаточно большое падение. Те объемы, которые сейчас показывает производство игристого вина в России по первым четырем-пяти месяцам, они не превышают 2020 год. С импортом это еще не связано, потому что вещи, которые будут связаны с импортом, мы увидим только уже в третьем-четвертом квартале либо вообще в 2023 году. Потому что производство вина — это в принципе процесс долгий, достаточно быстро не перестроишься. Мы не заметили каких-то страшных ростов продажи российского игристого вина. Сейчас у импортеров на складах в России товар есть. Если мы говорим про просекко, про каву, там сильно большой разницы нет, то есть поставки снизились, но незначительно. Скорее всего, это как-то будет компенсироваться небольшим ростом цен, но они в принципе уже выросли. Проблема будет в шампанском — вино сделано из винограда, выращенного в провинции Шампань во Франции, и на 80% этот рынок занимали бренды крупные. Практически все они заявили об уходе с рынка, там конечно будет дефицит.
— Отечественное шампанское?
— Есть несколько брендов, которые в принципе по уровню своему французскому шампанскому не уступают. Другое дело, что объем производства маленький. У тех, которые могут соревноваться по объему, совершенно не хватает качества. Не думаю, что цены будут дальше расти, потому что, скорее всего, просто спрос это не позволит.
Рост спроса заметили многие российские производители. В «Абрау Дюрсо» РБК рассказали, что рост продаж компании составил 30%. При этом в этом году планируется выпустить плановый объем продукции, поскольку количество виноматериала ограничено.
Глава департамента по развитию и продвижению компании «Кубань-Вино» Эдуард Долгин отмечает, что его компания, напротив, планирует произвести в этом году больше игристых вин:
Эдуард Долгин глава департамента по развитию и продвижению компании «Кубань-Вино» «То, что касается нашего предприятия, у нас есть рост и по производству, и по спросу на игристое вино, но он, конечно, с показателями 40% не совсем коррелирует, но рост есть. Сейчас любое увеличение производства сталкивается с многочисленными сложностями. То, что касается в принципе сложностей с логистикой, конечно, есть, я думаю вы прекрасно осведомлены о том, что происходит с перевозками по суше. Но и в принципе ряд комплектующих, который нам необходим, либо попал непосредственно под один из пакетов санкций, либо косвенно. Сейчас приходится переориентировать многие цепочки поставок. Сложности не только с комплектующими, но и с такими средствами, которые необходимы для производства, — углекислота для защиты вина от окисления, стекло подорожало вдруг. Если российские предприятия смогут произвести больше, то, наверное, рынок даст им такую возможность. Главное, чтобы была техническая возможность и наличие своего винограда и вина. То, что касается России, здесь основной фактор — низкая база, потому что не так много производителей действительно серьезных занималось этой категорией ранее. Сейчас постепенно в нее включается все больше и больше игроков, и мы видим расширение ассортимента, разных линеек, представленных на полках, и потребитель этого не может не замечать, и постепенно выбирает его все чаще и чаще на полках».
Представитель X5 Group, в которую входят сети «Пятерочка» и «Перекресток», в беседе с РБК отметил, что соотношение российских и импортных игристых вин поменялось несильно. По его словам, сейчас продается примерно одинаковое количество отечественного и зарубежного шампанского.