Росфинмониторинг призвал банки отделить параллельный импорт от схем по выводу денег
Ведомство уже начало обнаруживать «серые» схемы и направило в кредитные организации рекомендации по их выявлению. Повлияет ли это как-то на параллельный импорт?
Читать на полной версииРосфинмониторинг заметил сомнительные операции, когда участники рынка выводят деньги за рубеж под видом параллельного импорта. Об этом представитель пресс-службы ведомства рассказал РБК.
По его словам, банкам уже отправили рекомендации, как отличить «серые» схемы по выводу денег из страны от параллельного импорта. Какие конкретно рекомендации, не уточняется.
Как отмечают эксперты, один из распространенных способов, когда иностранному контрагенту перечисляется предоплата за товар, но в страну ничего не ввозится. Также известна схема через импорт стран Таможенного союза — Белоруссию и Казахстан, где раньше был не такой жесткий контроль.
Теперь, когда легализован параллельный импорт, недобросовестный участник рынка может объяснить выбор иностранного контрагента тем, что официально товар в Россию не завозится, говорит адвокат Forward Legal Илья Рыжаков.
Илья Рыжаков адвокат Forward Legal «До отмены разрешения на параллельный импорт контракты заключались непосредственно с производителями либо официальными дистрибьюторами, и из договоров уже было видно, что платеж производится непосредственно тому лицу, которое этот товар производит либо официально продает. Сейчас выбор контрагентов может быть довольно широким, потому что купить можно товар теперь у любого, кто его приобрел за границей для любого рынка. Недобросовестный участник понимает, что теперь он может это сделать путем оплаты за технологическое оборудование, которое сейчас в Россию официально не завозится, и таким образом легализовать свой платеж. Здесь вторая сторона этой медали в том, что банк, который будет видеть эту сделку, этот договор, по которому платеж предполагается, задаст вопросы: а почему вы с этим поставщиком-то решили пообщаться, почему именно у него вы решили купить? И уже нашему контрагенту придется обосновать, что этот поставщик имел квоту от производителя, ввез в свою страну, у него остались излишки, поэтому покупаю у него. Почему какая-то турбина немецкая едет из Индии, например. Для специалистов, которые занимаются постоянным валютным контролем, мне кажется, сложностей дополнительных нет. Банки, скорее всего, будут смотреть на контрагентов, будут в большей степени требовать у российского покупателя максимальный объем документов о своем поставщике, они будут требовать, чтобы показали, что за компания, какие у нее есть обороты, у поставщика, я имею в виду, почему вдруг она решила заняться именно этим товаром, почему платеж, например, происходит не напрямую, сразу поставщику, а через третью страну. Банк не сможет это проверить самостоятельно, потому что на все запросы, которые наши банки могут направить за рубеж, им, естественно, сейчас ответят отказом, но нашего контрагента можно обязать это сделать».
В каждом случае участникам рынка придется предъявлять банкам массу документов, рассматривать их будут в индивидуальном порядке и пока процесс не отработают, это будет занимать много времени, отмечают эксперты. Банкам в сложившихся условиях непросто, говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
По данным ЦБ, в 2021 году вывод денег за рубеж через страны Таможенного союза уменьшился почти на 20% год к году — в них усилили контроль. При этом количество подозрительных операций по схеме авансовых платежей контрагентам, напротив, выросло. Обе эти схемы внешне похожи на легализованный параллельный импорт, отмечают эксперты.