С чем может быть связан арест ученого Дмитрия Колкера? Его подозревают в госизмене
Ученому из Новосибирска 54 года. Он серьезно болен. Дмитрия Колкера забрали прямо из частной клиники, где он проходил лечение
Читать на полной версииНовосибирского ученого Дмитрия Колкера арестовали по делу о госизмене. История вызвала большой резонанс как минимум потому, что 54-летний ученый серьезно болен.
Дмитрий Колкер — доктор наук, заведующий лабораторией квантовых оптических технологий Новосибирского государственного университета. Он весьма известный человек в своей области: среди лазерщиков, спектроскопистов, оптиков. Ученики отзываются о нем очень тепло.
Это не первое громкое дело в отношении новосибирских ученых за последнее время. Но впечатляет, что сотрудники ФСБ забрали Колкера прямо из частной клиники, у него последняя стадия рака поджелудочной железы, рассказывает сын ученого Максим Колкер:
Максим Колкер сын ученого Дмитрия Колкера «Он проходил в ней лечение — химиотерапию, курс из 12 химий. Неделю назад ему стало плохо, еда перестала совсем заходить. У него уже были проблемы: он перенес три полостных операции, у него в животе поддерживающая сетка, плюс у него трубка на желчном протоке. На данный момент его питали через вену».
Ученому дали сделать только два звонка родным: когда его забирали из больницы и когда сажали в самолет. Его этапировали в московское СИЗО «Лефортово». Близкие не знают, дали ли ему с собой лекарства. Статья 275 предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет. Что стало поводом для возбуждения дела, неясно. Коллеги и близкие полагают, что оно связано с командировкой Колкера в Китай в 2018 году. Это было типичное академическое взаимодействие. Правда, Колкера сопровождал сотрудник ФСБ, который не давал ему говорить по-английски, рассказывает коллега ученого, научный сотрудник лаборатории квантовых оптических технологий Новосибирского государственного университета Андрей Бойко:
Андрей Бойко научный сотрудник лаборатории квантовых оптических технологий Новосибирского государственного университета «Это стандартная процедура, на самом деле. Даже при опубликовании научных статей одна из первых процедур, которую проходит любая информация, выходящая за рамки института (даже если вы не занимаетесь никакими гостайнами или чем-то подобным), вы обязаны получить экспертное заключение от института, что эти данные не содержат никаких секретов. Та же самая процедура проходит при выездных конференциях, в том числе и этой. Есть экспертное заключение от института, что материалы лекций не содержат никаких гостайн».
По данным издания «Тайга.Инфо», уголовное дело может быть связано с делом 80-летнего академика РАН Сергея Багаева, научного руководителя Института лазерной физики Сибирского отделения РАН. Его подозревают в мошенничестве в особо крупном размере, дело возбудили в феврале. Следствие утверждает: между институтом и Сибирским лазерным центром, который возглавляет Багаев, был заключен мнимый договор на оказание услуг. Ущерб оценили в 2 млн рублей. Аналогичный эпизод фигурирует в деле директора этого же института Алексея Тайченачева, но его действия квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями.
Сфера научных интересов Колкера не предполагала взаимодействия с информацией, содержащей гостайну, говорит ученица и коллега Колкера, кандидат физико-математических наук Надежда Костюкова:
— У нас достаточно специфическая область, нелинейная оптика, и занимаемся мы [изучением] преобразования частоты.
— Слово «лидар» впервые слышу, эту область знаний можно считать стратегической?
— Ее можно и для каких-то специальных задач использовать, можно в мирных целях, например для мониторинга загрязнения атмосферы, то есть источник излучения светит куда-то через атмосферу, и по свету возвращения, какое количество света вернулось, можно определить, какие примеси в воздухе или какой-то объект. Конкретно наша лаборатория напрямую этим никогда не занималась. Мы занимаемся разработкой источников излучения и применения этих источников для задач газоанализа. У нас был проект по медицинскому газоанализу, сейчас есть с экологическими задачами.
Прошлой осенью Минобрнауки сообщило, что планирует собирать информацию о зарубежных поездках сотрудников государственных научных организаций и вузов. Затем кабмин утвердил новые правила отнесения сведений к гостайне. Секретность таких сведений с 1 января определяют чиновники и силовики. Изменились ли с тех пор настроения ученых, в частности в Новосибирске? Комментирует заведующий кафедрой лазерных систем Новосибирского государственного технического университета Илья Мирошниченко:
Илья Мирошниченко заведующий кафедрой лазерных систем Новосибирского государственного технического университета «Мне кажется, оно всегда было. По крайней мере, с кем я имел честь, скажем так, пообщаться, поучаствовать в такого рода проектах, они всегда пытаются соблюдать меры предосторожности в информационном плане. Это у молодых такого нет сейчас. У меня в голове нет такого, я не участвую в таких проектах, но у людей постарше, его возраста, думаю, там все серьезно, они не так к этому относятся. Мне 34 года».
В пресс-службе НГУ сообщили, что университет будет разбираться в сложившейся с Колкером ситуации и действовать в соответствии с возможностями, предусмотренными законом.