Соединенные Штаты и союзники не дадут российским судам страховку на перевозку нефти, чтобы помешать транспортировке, заявил американский президент Джо Байден. В Мадриде прошел ряд пресс-конференций лидеров стран альянса. Во время своего выступления Байден отметил, что Штаты предоставят Украине в ближайшие дни новый пакет военной помощи на 800 млн долларов. Он будет включать в том числе системы ПВО.

Запад, по его словам, должен терпеть высокие цены на топливо столько, сколько потребуется, а лидеры стран G7 попытаются ограничить цены на российскую нефть:

«Я какое-то время назад сказал, что, может быть, следует ограничить суммы средств, которые мир будет платить за российскую нефть, и мы не будем страховать российские танкеры, которые ее транспортируют, мы всячески затрудним экспорт нефти. Мы позволим вам получать прибыль, не допустим повышения цен до неприемлемого уровня, мы сформировали специальную рабочую группу, которая должна разработать механизм. Мы думаем, что это можно сделать. Главное то, что причина, по которой цены на бензин повысились, — из-за России».

Кроме того, Байден допустил двусмысленную оговорку, заявляя о военной помощи Украине: «Мы будем с украинцами, чтобы удостовериться, что украинцы их не победят… То есть, что русские не победят». Еще президент США поприветствовал вступление в НАТО нейтральной Швейцарии, «то есть Швеции». Путаницу он в шутку объяснил тем, что взволнован таким расширением НАТО.

Выступавший до него канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что без честного соглашения с Киевом санкции против Москвы останутся в силе. В то же время, по его словам, все стороны стремятся к деэскалации ситуации с ограничением транзита грузов в Калининград через территорию Литвы. «По крайней мере, это мое наблюдение», — добавил Шольц.

Комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

— Здесь, конечно, любое регулирование всегда сопряжено с очень большими сложностями, всегда есть возможность каким-то образом эти директивные установки обойти в той или иной форме, поэтому попытки предприниматься могут, но я не думаю, что они будут очень успешными.

— Российскую нефть сейчас продают в основном в Азию, в этом направлении можно ли создать какую-то общую с Китаем или Индией страховую компанию, есть какие-то альтернативы?

— Естественно, альтернативы есть всегда, это потребует времени, это, конечно, трудно сделать в течение недель или месяцев. И страховой бизнес по определению весьма консервативен, он развивается не так быстро. Но в конечном счете к этому мы придем, конечно, будут крупные страховые компании из западных стран, и они будут, наверное, работать в том числе и с Российской Федерацией.

— А как воспринимать слова Шольца о честном соглашении России с Киевом?

— Это хороший вопрос, и я думаю, что едва ли у канцлера ФРГ есть какая-то конкретная детально прописанная программа и вариант соглашения. Но в принципе, в большинстве случаев, когда говорят о компромиссе на Западе, то предполагают, что Россия должна вернуться к тому статус-кво, который существовал на 24 февраля этого года, то есть отвести свои войска с территорий, которые были заняты в ходе спецоперации, можно частично какие-то санкции снять. Хотя, по всей видимости, все санкции снять будет невозможно при любом развитии событий.

— Все эти заявления были сделаны по итогам саммита, который Столтенберг уже назвал историческим, но в основном за счет смены статуса России с партнера на прямую угрозу безопасности НАТО. Было ли у него что-то еще, какое-то историческое и прорывное?

— Мне кажется, что, наверное, второй момент, который следует отметить, это то, что НАТО продолжает курс на свою глобализацию. Неслучайно на саммите присутствовали лидеры целого ряда азиатско-тихоокеанских стран, партнеров Соединенных Штатов и европейских членов НАТО — Япония и Южная Корея, Австралия. В самом тексте новой стратегии Китай упомянут более энергично, я бы сказал, чем во всех предыдущих документах, то есть ясно, что наряду с Россией Китай воспринимается в качестве стратегического вызова Североатлантическому альянсу.

Премьер Великобритании Борис Джонсон заявил, что «никогда не было даже отдаленной вероятности» того, что Украина присоединится к НАТО «в обозримом будущем». Но, по его словам, Путину придется столкнуться с тем, что Финляндия и Швеция «нарушат свои исторические клятвы нейтралитета» и вступят в НАТО.

При этом президент Турции Реджеп Эрдоган отметил, что его страна еще имеет право не рассмотреть их заявки, если те не выполнят обязательства, данные в меморандуме. Также турецкий лидер отметил, что Швеция уже пообещала выдать Турции 73 человека, которые, по мнению, Анкары причастны к террористической деятельности.