«Москва. Реальное»: лучшие фотографы страны представляют лучшую архитектуру ее столицы
Новая выставка фотографий современной архитектуры открылась в музее имени Щусева. Одним из ключевых посылов выставки главный архитектор столицы назвал попытку «заметить архитектурные процессы, происходящие на наших глазах»
Читать на полной версииВ Государственном музее архитектуры имени Щусева открылась «Москва. Реальное» — выставка фотографий современной архитектуры, а точнее, самых интересных, самых впечатляющих, знаковых столичных объектов, построенных за последние десять лет или строящихся прямо сейчас.
Выставка — совместное детище самого Щусевского музея и Москомархитектуры, и хотя, выступая перед журналистами, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что открытие экспозиции, охватывающей столичное архитектурное десятилетие с 2012-го по 2022 год, и десять лет его пребывания на высоком архитектурном посту — чистой воды совпадение, понятно, что на самом деле нет.
Кстати, именно Сергею Кузнецову принадлежит идея подать архитектуру не так, как ее обычно подают на архитектурных выставках (в оторванных от городского и природного контекста, скучных, невыразительных и понятных только профессионалам схемах, планах и моделях), а исключительно как искусство и исключительно с помощью другого искусства — фотографического. В итоге здания предстают перед зрителями в новых, необычных ракурсах и часто в непривычных для себя жанрах, в которых им предложили выступить лучшие российские архитектурные фотографы.
Всего на выставке представлено 33 архитектурных объекта, отобранных из более чем 400 реализованных и 25 реализующихся сегодня. Музей русского импрессионизма и Дворец художественной гимнастики, дом Наркомфина и ЖК «Бадаевский», Южный речной порт и ЖК «Зиларт», станция метро «Терехово» и ЖК «Символ», Национальный космический центр и ЖК RED7 — «Москва. Реальное» позволяет прозвучать не только фотографам и зданиям, но и архитекторам, определившим архитектурный облик десятилетия.
Впрочем, как признается директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева, этот крайне важный и для музея, и для Москомархитектуры проект рождался в муках.
Елизавета Лихачева директор Музея архитектуры имени Щусева «На самом деле, мы совершенно не умеем рассказывать о своих успехах. Когда мы начинаем это делать, мы обычно либо извиняемся за то, что все совершенно случайно так удачно получилось, либо у нас выходит ВДНХ образца 1935 года. Кажется, на этой выставке нам удалось избежать и первого, и второго. Москва, как любая столица, — это локомотив, за которым «поедет» вся страна, и мы в своем проекте хотели отметить две очень важные вещи. Первая: у нас появляется с большой буквы Архитектура, которая впервые после знаменитого постановления об излишествах встает на первое место. Возвращаются опять же с большой буквы Архитекторы, у которых появляется элемент персональной ответственности за сделанное и построенное: это не безликие домостроительные комбинаты, проектные бюро и так далее, а это конкретные люди, которые отвечают за свой проект. И девелоперы наконец-то начали думать о том, что имя архитектора может быть в том числе и частью маркетинговой стратегии. И вторая: с помощью фотографов мы все-таки пытались рассказать об архитектуре как об искусстве, и очень надеемся, что благодаря нашей выставке люди начнут воспринимать современную архитектуру не как врага, а как неизбежный для развития города процесс, который к тому же может быть еще и очень интересен».
Как считает Сергей Кузнецов, «Москва. Реальное» — проект, который одинаково важен как для самой Москвы и москвичей, так и для профессионалов отрасли.
Сергей Кузнецов главный архитектор Москвы «То что вы видите сейчас на выставке, — это квинтэссенция работы тысяч людей, которые принимают участие в создании архитектурных объектов. И для того, чтобы мы с оптимизмом смотрели в будущее, крайне важно создавать систему координат признания и поощрения и вообще заметности архитектурных результатов. Для меня тема заметности того, что происходит в городе, — одна из ключевых: Москва огромна, но даже те проекты, которые представлены на выставке, не говоря уже о тех, которые на нее не попали, — это, вообще-то, очень много для одного города за столь короткий отрезок времени. Это настоящий новый культурный слой, возникший буквально здесь и сейчас. Тем не менее даже это большое количество растворяется в гигантском мегаполисе, становится незаметным, и, может быть, даже не наше, а уже другое поколение признает: какое же интересное время было в эти двухтысячные! Поэтому один из ключевых посылов выставки — давайте все-таки попробуем заметить архитектурные процессы, происходящие на наших глазах».
В целом, по мнению главного архитектора столицы, каждый представленный на выставке объект — это настоящий объект наследия, точнее, станет таковым лет через 50. «Причем надо сделать важное уточнение: объектом наследия обычно становятся вещи самобытные, которые характерны для определенного периода развития города. И то, за что боремся мы, и я в том числе, — создать этот самобытный архитектурный пласт, который будет характеризовать нашу эпоху», — признается Сергей Кузнецов.