«Практически любого по своему усмотрению»: кого теперь будут признавать иноагентом?
Госдума приняла законопроект об иноагентах в окончательном третьем чтении. Из 74 предложенных ранее смягчающих поправок одобрено было только 14. Как объяснил соавтор документа депутат Василий Пискарев, в нынешних условиях «либерализация данного законопроекта недопустима»
Читать на полной версииВ утвержденном законопроекте об иноагентах четыре существующих реестра сведены в один. Отдельных списков по НКО, СМИ и физлицам больше не будет. Авторы проекта, как и обещали, наконец-то прописали в документе процедуру выхода из реестра. Но самое главное — в тексте законопроекта появились определения «иностранный агент» и «иностранное влияние». Последнее важно, потому что как раз этот документ предполагает, что статус иностранного агента могут присвоить не только тем, кто получал иностранное финансирование, но и тем, кто находился под иностранным влиянием, без всяких денег.
За последние два месяца Business FM многократно просила авторов документа объяснить, что же все-таки подразумевается под термином «иностранное влияние». Каждый раз сотрудникам радиостанции говорили, что точные формулировки появятся позже. И вот они наконец появились. Слово соавтору законопроекта депутату Андрею Альшевских:
Андрей Альшевских депутат «Иностранный агент — это лицо, которое получает поддержку, находящуюся под иностранным влиянием, либо иные формы, осуществляющие деятельность, виды которых установлены статьей 4. Мы прописали ограничения и те виды деятельности, которые не может осуществлять иностранный агент. Под иностранным влиянием подразумевается, что гражданину РФ, юридическим лицам оказывается финансовая, техническая и иная помощь со стороны западных организаций».
О том, что в переводе с юридического на общедоступный означают такие термины, как «поддержка» или «иная помощь», объясняет партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:
Правда, для получения статуса иноагента нужно два условия. Первое — находиться под иностранным влиянием, а второе — заниматься определенного рода деятельностью. В законопроекте деятельность эта прописана. И это — политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов или участие в создании таковых. На простых примерах это выглядит так: если уборщица, которая моет полы в офисе юрлица иноагента и получает от него зарплату, не пишет в соцсетях никак политических постов, ей бояться нечего. Но если такой пост появится, это уже основание для признания уборщицы иноагентом. Это Business FM подтвердил соавтор законопроекта. С другой стороны, если у человека, так или иначе проявившего свою политическую позицию, умерла бабушка в Таджикистане и он получил наследство, — это тоже повод для признания иноагентом. Такой пример привел экс-глава СПЧ Михаил Федотов.
Что все это значит для НКО, журналистов, правозащитников и государства в целом? Своим мнением делится член СПЧ и ОНК Москвы Ева Меркачева:
При этом принятый в третьем чтении законопроект предусматривает возможность выхода из соответствующего реестра. Раньше такая возможность прописана не была. Оснований для выхода из списка два. Первое: если иностранный агент в течение года не получал иностранное финансирование и не занимался «иноагентской» деятельностью. И второе — если иностранный агент в течение трех месяцев со дня включения в реестр отказался от получения иностранного финансирования, возвратил уже полученные деньги и не получал другую поддержку от иностранных источников.
По словам юристов, остается непонятным, как, например, доказать, что ты не получал «иную поддержку», или как отказаться от полученных денег, если банк не провел обратный перевод. Как все это будет работать на практике, только эта самая практика и покажет.