Госдума приняла новую редакцию закона об иноагентах
Он объединяет разрозненные реестры об иноагентах в один, предусматривает процедуру лишения этого статуса и вводит понятие «лицо, аффилированное с иноагентом»
Читать на полной версииВ среду, 29 июня, Госдума приняла закон об иноагентах в окончательном чтении. Из 74 предложенных смягчающих поправок одобрено было только 14. Как объяснил соавтор документа депутат Василий Пискарев в нынешних условиях «либерализация данного законопроекта недопустима».
Теперь в законе об иноагентах появилось положение о лицах, аффилированных с иноагентом. Таковым может быть признано физлицо, которое есть или было его учредителем, руководителем либо работником, или лицо, которое получало деньги или иное имущество от иноагента для своей политической деятельности.
Также законодатели предусмотрели возможность выйти из реестра, чего раньше не было. Об этом члены СПЧ ранее просили российского президента.
Оценить новую версию законопроекта редакция Business FM попросила экс-председателя СПЧ Михаила Федотова:
Михаил Федотов экс-председатель СПЧ «Этот законопроект написан очень небрежно, и даже классическую форму законопроекта он не соблюдает. В частности, в нем не определен предмет правового регулирования — собственно говоря, а для чего этот закон принимается. Что хорошо: вместо многочисленных норм сделать один закон, который будет касаться иностранных агентов, это правильная мера, тем более, что она позволяет в будущем одним легким движением законодательной руки этот институт иностранных агентов отправить в прошлое. Но на этом, пожалуй, все позитивное и заканчивается. Главный его недостаток заключается в том, что он никак не корреспондируется с Гражданским кодексом, который определяет, чем таким являются агентские отношения. Агентские отношения — это отношения между принципалом и агентом, принципал — это то лицо, которое получает, так сказать, все блага от работы агента, а агент действует в интересах принципала и получает за это от принципала материальное вознаграждение. И так написано в Гражданском кодексе, а в законе даже не упоминается такое понятие как принципал. А вместо принципала у нас появляется иностранный источник. А иностранным источником может быть кто угодно, это может быть иностранное правительство, а может быть ваша бабушка, живущая в Таджикистане, если она скончается, не дай бог, и вам достанется ее наследство, вы становитесь получателем иностранного финансирования, или если она вам прислала перевод на десять рублей, это тоже становится иностранным финансированием. Но то, что там появляется механизм выхода из этого реестра, — да, это хорошо. Судя по тексту, выход из реестра возможен, например, смерть лица».
Закон начнет действовать с 1 декабря. В середине июня Европейский суд по правам человека признал российский закон об иноагентах необоснованным и пришел к выводу, что Россия нарушила права 73-х НКО, объявленных «иноагентами», и обязал выплатить каждой по 10 тысяч евро. Но Россия к тому времени уже вышла из-под юрисдикции ЕСПЧ, а Москва заявила, что не будет исполнять решения суда, вынесенные после 15 марта.