Michelin и Nokian сворачивают бизнес в России. Но качественные шины все же останутся
Два крупных производителя автомобильных шин заявили о своем уходе в один день. Ранее деятельность приостановили и другие иностранные концерны — судьба многих подвешена
Читать на полной версииРоссийское предприятие Michelin, принадлежащее французам, в подмосковном поселке Давыдово простаивало с середины марта. В итоге в компании все же приняли решение передать свои активы некоему российскому топ-менеджменту. В компании пояснили, что сейчас «технически невозможно возобновить производство» в том числе из-за проблем с поставками. Объемы у французов здесь были весьма скромные — всего 1,5-2 млн шин в год и 2% продаж от общемировых. Другое дело — финны из Nokian, которые объявили об уходе вслед за французами. На питерском предприятии они производили от 10 млн до 13 млн шин в год — больше всех в России.
Серьезно опасаться за то, что через пару лет все будут ездить на лысых покрышках, пожалуй, не стоит. Производство качественных шин — это не секрет 11 специй из KFC, технология давно известна. В России была настроена существенная локализация: Michelin давал тысячу рабочих мест, Nokian — полторы тысячи, отмечает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казачанко:
Александр Казачанко вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации «Особо ничего не изменится, нам все-таки нужно идти по национализированию тех предприятий, что уходят. Проблем в поставках компонентов никаких абсолютно не вижу, часть компонентов поставляется из «дружеских» стран, это Латинская Америка: Бразилия, Аргентина, Эквадор. Проблемы с логистикой сейчас у всех, но не в части его отсутствия, а в сроках. Удлинились цепочки поставок. Из Эквадора раньше можно было получить [товар] в течение 35-37 дней, я думаю, сейчас это дней 60. Технологи работали наши. Бывший менеджмент, который там работал, вполне мог бы вернуться и продолжить делать то же самое. Секретов в производстве резины нет. Качество будет точно такое же, потому что есть технология, есть материалы, из чего это делается, они же не меняются. Руки те же, программы те же, закупка сырья абсолютно точно та же будет. Просто запустят завод с новыми владельцами».
Иностранные производители шин сворачивали операции в России постепенно. Michelin остановил производство и экспорт в середине марта. Японский Bridgestone в то же время приостановила производственную деятельность завода в Ульяновске и поставки в Россию до дальнейшего уведомления под предлогом перебоев в цепочках поставок и волатильности валют. Правда, японцы хоть и остановили инвестиции, но пообещали платить зарплату — в России у них было около тысячи сотрудников. С теми же заявлениями в марте выступил немецкий Continental, но уже в апреле завод в Калуге вернулся к работе. Итальянский Pirelli последовал примеру конкурентов, пообещав платить зарплаты. Но официально из России пока не уходит. Финны из Nokian в итоге держались дольше всех и прекратили инвестиции в конце марта.
О том, с чем остались российские автовладельцы, рассуждает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Работает Pirelli, работает главный наш производитель Kama — это шины Kama и Viatti, есть большой импорт китайских шин. Без шин мы не останемся. Кроме того, не будем исключать параллельный импорт. В наименее уязвимой ситуации — шины от 13 до 16-17 дюймов, такие самые ходовые шины, на которых ездит большинство автомобилистов. Проблемы могут возникнуть у тех, у кого автомобили на больших колесах. Примерно половину автомобильных шин, что производили в России, мы экспортировали. И примерно столько же моделей, только других размеров, импортировали. Если не все у нас производство закроется, то, естественно, все эти объемы в итоге окажутся на российском рынке».
Эксперт советует уже сейчас купить зимние шины тем, кто понимает, что покупку надо будет делать в любом случае. Вырастут цены не только на оставшиеся запасы уходящих иностранцев, но и затраты на монтаж. В апреле, по расчетам Business FM, стоимость комплекта резины 18-го радиуса и выше была почти 90 тысяч рублей. Это было перед летом. Зимняя резина, как правило, еще дороже.