Есть ли предел дальнейшей деградации отношений России и коллективного Запада? Комментарий Георгия Бовта
Стратегия конфронтации с Россией может затянуться на десятилетия. НАТО готовится объявить о новой расстановке сил в Европе. Доктрина будет принята на саммите Североатлантического альянса в Мадриде 29-30 июня
Читать на полной версииНовая стратегическая доктрина, которая обновляется каждые десять лет, будет принята на саммите в Мадриде 29-30 июня. Накануне генсек НАТО Столтенберг назвал Россию главной и прямой угрозой безопасности. Он объявил, что НАТО увеличит силы быстрого развертывания с нынешних 40 тысяч до 300 тысяч человек, будет резко усилен Балтийский фланг. Накануне завершился саммит «Большой семерки» в Баварии, который прошел под знаком поддержки Украины, предварительно одобрены новые санкции против России.
На саммите «Большой семерки» в Баварии практически ничего не говорилось, во всяком случае в открытой части, о каких-либо переговорах с Россией. Главный акцент — на конфронтацию и дальнейшее усиление санкционного давления. Эмбарго на продажу российского золота, начало проработки механизма установления предельных цен на российскую нефть. Который пока непонятно, как будет действовать, и удастся ли его вообще согласовать в деталях. В Евросоюзе есть сомнения. Одно из решений, видимо, будет предусматривать ослабление запрета на страхование танкеров, перевозящих российскую нефть, в обмен на фиксирование предельной цены. Франция готова продвигать идею о предельных ценах на газ.
Провозглашен стратегический курс на исключение России из всех рынков, каких только возможно. Америка отдельно пригрозила ограничить доступ к чипам для всех стран, которые заподозрят в помощи России. Пока трудно сказать, насколько это осуществимо, но замысел понятен. Очевидно, что приглашение в качестве гостей на саммит «семерки» Индии, ЮАР, Аргентины и Сенегала как главы Африканского союза было призвано произвести должное, предостерегающее впечатление на эти страны, поддерживающие пока нормальные отношения с Россией и не присоединившиеся к санкциям. А персонально Турции, видимо, предназначался намек на возможные санкции за вывоз украинского зерна. Чтобы не очень переговаривались на эти темы с русскими.
Новые подробности будут появляться по мере того, как страны Запада найдут какие-то решения по минимизации собственного ущерба от принимаемых антироссийских мер. Однако в целом понятно, что предела нет. Тормозов тоже. Текущие трудности в виде высокой инфляции, нарушения логических цепочек и даже спада производства в Евросоюзе не считаются непреодолимыми и неприемлемыми. Канцлер Олаф Шольц заявил, что отношения с Россией уже никогда не будут прежними, и подобные заявления уже стали стандартными для западных лидеров.
Украине же обещана помощь так долго, как только понадобится. Значит, навсегда. Коллективный Запад этот проект не бросит, а об еще недавних намеках отдельных политиков на некие размены территорий в обмен на прекращение огня, судя по всему, следует забыть на обозримое будущее. Примерно уже просматривается и механизм помощи Киеву: в значительной мере Запад собирается это делать за счет конфискации российских активов. Этот маховик, значит, будет теперь усиленно раскручиваться. Тут, возможно, тоже пределов не будет. Во всяком случае, ни о какой «предельной величине» контрибуций никто пока не заикается. Сколько смогут, столько и конфискуют.
Президент США Джо Байден особенно подчеркивает, что лидеры «семерки» стоят единым фронтом против Москвы. Хотя, возможно, в этом есть некое преувеличение, и западные страны разделяют трактовки отдельных нюансов. Но только нюансов. Единственной нейтральной новостью можно считать отказ от идеи торпедировать «Большую двадцатку» с участием России. По всей видимости, ввиду понимания ее неисполнимости по причине противодействия других членов «двадцатки», и не только Китая.
Эстафету противостояния с Москвой перенимает теперь саммит НАТО в Мадриде. Отношения с Россией, только уже без Варшавского договора, будут отброшены на десятилетия назад не только в дипломатическом плане, но и в чисто военном. Группировка НАТО на восточных границах вырастет в разы. Рубеж военных расходов 2% ВВП будет достигнут всеми странами — членами альянса уже в 2025 году. Сейчас это девять государств, в 2014 году их было три. Ни Финляндию, ни Швецию в этот раз в альянс не примут из-за возражений Турции, но это в нынешнем контексте уже формальность. Также будет увеличена помощь Молдавии, Грузии, Боснии и Герцеговине. Важно, что в саммите НАТО впервые примут участие лидеры Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи и Японии.
Основополагающий акт Россия — НАТО 1997 года, по всей видимости, может быть официально похоронен в Мадриде, поскольку Россия будет в новой стратегии альянса названа непосредственной угрозой. То есть врагом. В отношении таких стран, как Грузия и Молдавия, возможно, будет предложен некий такой вариант интеграции, предусматривающий перевооружение, тренинги и всяческую помощь, который не будет означать немедленного вступления в альянс, но фактически эти страны будут взяты под крыло. При этом ни Столтенберг, ни кто-либо еще из западных лидеров уже не упоминают вариант с нейтральным статусом Украины как части новой системы европейской безопасности. Ничего не говорится о том, какую роль в этой системе могла бы играть Россия. Очевидно, по новой натовской концепции — уже никакую, кроме как внешней угрозы.